Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальная задача и проблема в области педагогики и психологии является изучение особенностей эмоциональной сферы детей. Дошкольный возраст рассматривается как с сензетивный и более значимый период в развитии всех психических функций возраст. Все больше внимание педагогов направлено на несостоятельность развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В последнее время наибольшее количество детей сталкиваются с психологическими трудностями в освоении эмоций. Дети с задержкой психического развития в этом плане не исключение, также они имеют особые образовательные потребности в иных отраслях психического развития. Данной проблемой активно занимались как отечественные ученые (А. П. Усанова, И. М. Соловьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, Е. П. Ильин), так и зарубежные (Э. Клапаред, В. Франкл, Ж. П. Сартр и др.) исследователи.
В медицине описывается около 30-40% случаев хронических заболеваний обусловленных собой п
Содержание
Введение……………………………………………………..……………………. 3
1 Теоретические и диагностико-методические основы развития эмоциональной сферы у детей в онтогенезе и особенности у дошкольников с задержкой психического развития…………… 2
1.1 Определение эмоциональной сферы и ее развитие у детей в онтогене-зе………………………………………………………….……….........……7
1.2 Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………....13
1.3 Диагностические методики выявления сформированности эмоциональной сферы и критерии ее оценивания у детей дошкольного возраста …………….38
2 Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы и ее формированию с помощью коррекционной программы……...38
2.1 Проведение эмпирического исследования и описание полученных результатов констатирующего этапа …………………………………….…………..…38
2.2 Коррекционная программа психологической работы по развитию эмоцио-нальной сферы у дошкольников с задержкой психического разви-тия…………….…43
2.3 Сравнение результатов первичной и повторной диагностики уровня сфор-мированности эмоциональной лексики детей с задержкой психического разви-тия……………………50
Заключение……………………………………….....……………………………...55
Список использованных источников и литературы……..………………....…….60
Список использованных источников и литературы
Абраменкова В. В., Социализация психологии детства : ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / В.В. Абраменкова // Мир психологии. – 2006. – №6. – С. 11-15
Абрамова Г. С., Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва. : Академический Проект, 2011. – 585 с.
Азова, О. И., Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики : сборник / О. И. Азова. – Москва : Изд‒во Московский психолого-социальный университет, 2016. 115 с.
Анохин П. К., Эмоции. Психология эмоций / П. К. Анохин. – Москва.: МГУ, 2004. – 177 с.
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В Артемова. – Москва : Просвещение, 1991. – 128 с.
Бардиер Г. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей /Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. 96 с
Башкирова, Е. Н., Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии : [Текст] / Е.Н. Башкирова / Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург : Реноме, 2013. – 90 с.
Беляковская Н. Н, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
Борякова, Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» [Текст] / Н. Ю. Борякова. // Дефектология. – 2003. – №1. – С. 10.
Бреслав Г. М., Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение / Г. М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2008. – 180 с.
Василюк Ф. Е., Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - Москва.: МГУ, 2004. – 200 с.
Воропаева И. П., Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И. П. Воропаева. - Москвв. : Изд-во ИПК и ПРНОМО, 2003. – 156 с.
Выготский Л. С. (1984a) Педология подростка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: П
Однако, важно отметить, что каждый ребенок с задержкой психического развития уникален и может иметь свои индивидуальные особенности в эмоциональном развитии. Поэтому, для эффективной работы с такими детьми, необходимо проводить индивидуальный подход и учитывать их индивидуальные потребности. Кроме того, родители и педагоги могут помочь детям с задержкой психического развития в их эмоциональном развитии, используя специальные методики и техники, направленные на развитие эмоциональной сферы.
Задержка психического развития влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Воспитатели и педагоги должны понимать и развивать эмоциональную сферу, чтобы помочь детям социализироваться и адаптироваться в обществе.
Процесс социализации включает в себя: обучение поведению социально одобряемыми способами, выполнение одобренных социальных ролей и выра-ботку социальных установок. Что касается детей с задержкой психического развития, то их уровень социального