Особенности личностной рефлексии в решении межличностных конфликтов во взрослом возрасте
Введение
Актуальность работы:
важность адекватного взаимодействия субъектов в рамках межличностного конфликта неоспорима. Несомненно, социальные взаимодействия в той или иной мере формируются конфликтными ситуациями, это неизбежно, и часто несет в себе пользу и прогресс.
Однако нам стоит стремиться понять, каким образом участник межличностного конфликта может завершить противостояние с наибольшей пользой для себя и оппонента. Личностная рефлексия имеет большое влияние на понимание субъектом не только своих особенностей, потребностей и мотивов, но и на восприятие этих факторов у партнёра, в рамках межличностного конфликта.
Отдельно стоит уделить внимание важной роли личностной рефлексии непосредственно внутри конфликта. Понимание и отслеживание своих особенностей и свойств ведет к реальной возможности их регуляции, что в свою очередь, влияет на ход диалога, невербальную коммуникацию и общее течение конфликта.
Цель исследования
Исследование особенностей личностной рефлекс
Оглавление
Введение 6
Глава 1. Теоретико-методологический анализ исследований личностной рефлексии во взрослом возрасте 9
1.1. Понятие рефлексия. Виды рефлексии. Особенности личностной рефлексии. 9
1.2. Понятие самосознания и его роль в развитии личностной рефлексии 21
Глава 2. Теоретико-методологический анализ исследований межличностного конфликта 32
2.1. Понятие конфликт. Виды конфликта. Особенности межличностного конфликта. 32
2.2. Особенности супружеского конфликта 40
Глава 3. Исследование уровня личностной рефлексии и ведущего стиля поведения в супружеском конфликте во взрослом возрасте 45
3.1. Цели и задачи исследования 45
3.2. Описание и структура исследования 46
3.3 Описание результатов исследования 49
3.4 Описание и анализ сводных данных 60
Выводы 72
Заключение 74
Список литературы 75
Приложения 82
Список литературы
1. Авдеев, М.В. (2010). Межличностные конфликты в современном обществе. Москва: Издательский дом "Культура".
2. Алексеев, М.В. (2009). Личностная рефлексия и ее значение в жизни человека. Москва: Издательство "Просвещение".
3. Алексеев, М.В. (2012). Психология конфликта. Москва: Издательский дом "Культура".
4. Андреев, А.А. (2013). Развитие личности в межличностных конфликтах. Москва: Издательство "Юрайт".
5. Андреева, Г. М., Козлов, В. В. (2014). Межличностный конфликт и психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ.
6. Андреева, Е.В. (2010). Особенности личности в решении конфликтов. Москва: Издательский дом "Культура".
7. Аникина, В. Г. Культурно-диалогический подход в психологическом исследовании рефлексии: философско-методологические основания / В. Г. Аникина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 2. – С. 46-74. – EDN QZBPDT.
8. Аникина, В. Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание / В. Г. Аникина // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 6. – С. 50-56. – EDN MWDJDP.
9. Аникина, Вероника Геннадьевна. Идея диалогизма М. М. Бахтина в разработке модели рефлексии // Межкультурный диалог и вызовы современности: другость и инаковость в своем м родном. Материалам Международной научной конференции (19–21 апреля 2019 г.). Орёл, Российская Федерация – Комрат, АТО Гагаузия, Республика Молдова / Под. общ. ред. В. П. Степанова, С. М. Губаненковой. Орёл: Модуль-К, 2019. С. 94–98.
10. Аникина, Вероника Геннадьевна. Рефлексия в культурно-исторической психологии [Текст] : монография / В. Г. Аникина. - Изд. 2-е. - Москва : МАКС Пресс, 2012. - 243 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-317-04052-9
11. Аникина, Вероника Геннадьевна. Рефлексия в культурно-исторической психологии [Текст] : монография / В. Г. Аникина. - Изд. 2-е. - Москва : МАКС Пресс, 2012. - 243 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-317-04052-9
12. Аникина, Вероника Геннадьевна. Рефлексия как фундаментальный принцип и предмет исследования психологии // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарёва. Институт психологии РАН, 26–27 сентября 2020 г. / Под общ. ред. Д. В. Ушакова, И. Ю. Владимирова, А. А. Медынцева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 12–13. doi: 10.38098/conf.2020.29.91.001.
13. Антонова, Е.В. (2012). Личностные особенности, влияющие на разрешение межличностных конфликтов. Москва: Издательство "Просвещение".
14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
15. Аполлонов, В.А. (2011). Межличностные
Конфликт представляет собой сложное явление и выступает объектом междисциплинарных исследований. Первые психологические теории конфликта были созданы в начале ХХ столетия в рамках психоаналитической и социально-психологической концепций. Если внимание психоаналитического направления (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) было сосредоточено на исследовании внутриличностного конфликта, то представители социально-психологической школы (Р. Дарендорф, К. Левин, К. Томас и др.) изучали межличностный и межгрупповой конфликт. В психологическом словаре конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимоотношениях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Классическая психология предложила несколько вариантов понимания конфликтов:
1) как явления, природа которого