Развитие коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, и одновременно очень непростым. Ведь именно в начальной школе ребенок впервые станет субъектом социально-нормированной деятельности, когда выполнять следует не только то, чего хочется, но и то, что надо и именно так, как этого требуют взрослые - учителя. Важным условием осуществления такой деятельности выступает готовность к школьному обучению.
Определяя структуру готовности к обучению в школе, психологи (Т.А. Репина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.), исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………...…………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР……….
1.1 Проблема развития коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………..…………
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………...…1
1.3 Особенности развития коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с жизнью школы…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР………………………………………….
2.1 Организация и методы исследования…………………………………...…
2.2 Определение эффективности работы по ознакомлению детей с ЗПР с жизнью школы…………………………………………….…………………….
2.3 Анализ результатов исследования развития коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
2. Вольская, О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития / О.В. Вольская // Экология человека. - 2006. - N 1. - С. 21-23.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
4. Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В. Громова // Практический журнал, 2010. - № 5. - С.65.
5. Данилова, Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 c.
6. Детская патопсихология: учебное пособие: хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. - 3-е изд., стер. - Москва: Когито-Центр, 2004. - 350 с.
7. Долгобородова, Д.А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д.А. Долгобородова, В.А. Варенцов// Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. - С. 52-54.
8. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 157 с.
9. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
10. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общения и коммуникации / Л.А. Карпенко // Мир психологии, 2016. - №4. - С.77-85.
11. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 32 c.
12. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В.А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 8-12.
Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (школы) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая).