Тьюторское сопровождение профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в Российской федерации гарантия конституцион- ных прав человека на образование, здоровье, труд, защиту своих прав и сво-бод обеспечивается на законодательном уровне. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время государственные гарантии отра-жены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федера-ции», отражены в федеральных целевых программах, главных национальных проектах и прочих документах, которые отражают концептуальные и страте-гические положения о развитии образования и гражданского общества в Российской федерации. Главной задачей инклюзивного образования, кроме обеспечения равного доступа к образовательным услугам и социализации лиц с особыми образовательными потребностями, представляет собой обес- печение условий для создания социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого способность к самоопределению и самовыражению в профессиональной деятельности.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы тьюторского сопровождения профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Проблема профессионального выбора старшеклассников с ОВЗ: обзор современных исследований………………………….
1.2. Роль и задачи тьютора в работе со старшеклассниками, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………
1.3. Факторы профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья ………………………
Выводы по первой главе исследования .………………………. 39
Глава 2. Организация тьюторского сопровождения профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях санаторной школы-интерната
2.1. Модель тьюторского сопровождения профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Практика апробации модели тьюторского сопровождения профессионального выбора старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (на примере ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»)
Выводы по второй главе………………………………………….. 59
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………
Список использованной литературы
Аверина Н.Н., Лаврова Е.О., Брайцева С.В. Роль профессионального самоопределения в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно- практическая конференция: 18 ноября 2016 г. В 3-х тт. Т. 1. – М.: МГГЭУ, 2016. – С. 8-11.
Андреева С.Н. Профессиональная ориентация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях среднего профессионального образования // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно- практическая конференция: 18 ноября 2016 г. В 3 -х тт. Т. 1/ составители: д-р социол. наук, проф. Байрамов В.Д., д-р филос. наук, доц. Ореховская Н.А. – М.: МГГЭУ, 2016. - С. 29-34.
Анникова Л.В., Кириллова Л.С. Условия профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего образования // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно-практическая конференция: 18 ноября 2016 г. В 3 -х тт. Т. 1. – М.: МГГЭУ, 2016. – С. 40-46.
Антропов А.П., Волкова И.П., Войлокова Е.Ф. Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
Профессиональное самоопределение молодых инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья? // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневогообразования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно-практическая конференция: 18 ноября 2016 г. В 3 -х тт. Т. 1. – М.: МГГЭУ, 2016. – С. 47-51.
В настоящее время роль тьютора в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется требованиями профессионального стандарта, прописаны его трудовые функции и действия, связанные в том числе с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ. В контексте нашего исследования мы обращаемся к возможностям тьютора как субъекта образовательных отношений, который может сопровождать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального выбора, оказывая ему помощь и поддержку посредством выполнения своих основных профессиональных функций, расширенных в контексте задач поддержки особенного ребенка в профессиональном самоопределении и выборе профессии. Мы полагаем, что именно тьютор, как связующее звено между всеми участниками образовательных отношений, способен разработать индивидуальные образовательные профессионально-ориентированные траектории, которые в дальнейшем приведут ребят к осознанному профессиональному выбору, соответствующему их особым потребностям, индивидуальным возможностям и личным интересам.