Стратегия вуза как основа развития кадрового потенциала региона
Актуальность исследования. Высшее образование имеет ключевое значение для успеха и развития людей в современном мире. Оно дает людям возможность получать знания и навыки, необходимые для успешного карьерного роста и достижения профессиональных целей, помогает расширить профессиональные горизонты и быть востребованным на рынке труда. Кроме того, образование, полученное путем обучения в высшей школе, помогает привлечь больше внимания к общественным и культурным вопросам и повысить гражданскую ответственность.
В современных реалиях высшего профессионального образования стратегическое управление как отрасль университетского менеджмента получило огромное признание. Определенно внимание к стратегическому менеджменту в высшей школе вызвано широкой практикой применения технологий стратегического управления.
Стратегическое управление является ведущим направлением науки и практики, которое возникло в ответ на усложнение и турбулентность внешней среды. Технологии стратегического планирования были разработаны в первую очередь для коммерческой сферы. В настоящее время они используются для планирования деятельности в развитых странах и предоставляют широкий ассортимент инструментов для успешного управления на всех уровнях образовательного менеджмента.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА 10
1.1 Современные требования к стратегии развития вуза 10
1.2. Методика разработки стратегии развития вуза 17
1.3. Роль стратегии развития в жизнедеятельности вуза 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ФГБОУ ВО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 29
2.1. Характеристика ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» 29
2.2. Роль ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в формировании кадрового потенциала ХМАО – Югры 33
2.3. Анализ действующей стратегии развития ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» 39
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФГБОУ ВО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 49
3.1. Чек-листы подготовки стратегии развития вуза 49
3.2. Направления оптимизации процесса подготовки стратегии развития вуза 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгафонова Е.В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. 223 с.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Знание, 1989. Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4155 (дата обращения: 20.11.2022).
Бакштановский В.И., Богданова М.В., Новоселов В.В. Рефлексирующий университет: институционализация гуманитарной экспертизы стратегий развития // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. 108 с.
Балобанов А.Е., Клюев А.К. Стратегическое планирование развития вуза. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52615/1/UM_2002_2_006.pdf (дата обращения: 13.12.2021).
Батухтин В.Д., Шумаков А.Ю. Особенности развития университетского образования в регионе // Экономика образования. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-universitetskogo-obrazovaniya-v-regione/viewer (дата обращения: 17.11.2021).
Бедный А.Б., Грудзинский А.О. Европейские университеты в поиске эффективных конкурентных стратегий в глобальной экономике знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3-1. 392 с.
Бельгибаева Ж.Ж., Сокира Т.С. Роль стратегического планирования в обеспечении устойчивого развития университета // Актуальные исследования, 2021. №16 (43). 239 с.
Борисов В.Н., Почукаева О.В., Семенихин А.И., Балагурова Е.А., Орлова Т.Г. Воздействие инновационного фактора на инвестиционную привлекательность отраслей и предприятий промышленности // Проблемы прогнозирования. 2003. № 4. 241 с.
Брюховецкая С.В., Громыко В.А., Кожевникова К.Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 17-2. 318 с.
Василенко В.А. Активизация вузовского партнерства в профессиональной подготовке кадров // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. №4(5). 67 с.
Руководство вуза должно организовывать мониторинг и контроль деятельности, а также постоянно адаптировать план и корректировать деятельность в соответствии с подвижностью ситуации. Таким образом, при помощи системного планирования деятельности вуз может достичь своих поставленных целей и продвигаться к достижению собственной миссии.
Стратегия вуза – это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности организации.