Методика совершенствования координационных способностей с учетом использования цифровых технологий в тренировочном процессе лыжников-гонщиков 13-14 лет
Актуальность. Концепция развития спорта, в том числе и лыжных гонок, предполагает решение главной задачи: обеспечение массовости и конкурентоспособности спортсмена и команд. В связи с этим перед тренерами встала проблема оптимизации учебно-тренировочного процесса, подготовки к соревновательной деятельности лыжников-гонщиков на основе цифровых технологий, методов и организационных форм.
Интегральным показателем стабильности и качества спортивной деятельности лыжников-гонщиков в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и биомеханической рациональности, является уровень развития координационных способностей.
На сегодняшний день существуют различной направленности цифровых технологий, которые могут применяться в учебно-тренировочном процессе, но их включение в процесс совершенствования координационных способностей у лыжников-гонщиков13-14 лет требует создания особых методик, организационных, психолого-педагогических условий и системы мониторинга уровня их сформированности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗ-ВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ……………….
1.1 Значение координационных способностей в лыжном спорте и влияние возрастных особенностей на их развитие……………………….
1.2 Цифровые технологии в спорте и их роль в тренировочном процессе……………………………………………………………………...
Выводы по первой главе…………………………………………….
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Организация исследования ....................................................
2.2 Методика совершенствования координационных способно-стей с учетом использования цифровых технологий у лыжников гон-щиков в возрасте 13-14 лет…………………………………………………
Выводы по второй главе………………….………………………….
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...
3.1 Результаты констатирующего эксперимента…………………..
3.2 Результаты формирующего эксперимента……………………..
Вывод по третьей главе……………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………… 3
Авдеев, А. Исследование двигательных способностей лыжников-гонщиков при подготовки к спринтерским дистанциям / А. Авдеев, А. Поварешенкова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №11. – С 37-40.
2. Андриенко Г. Ю. Соревнования юных лыжников летом // Лыжный спорт. Сб. статей. 1976. - Вып. 1. - С. 32-35.
3. Андронов В.Н. Марафоны МВТУ // Лыжный спорт.: Сб. статей. 2016. – Вып.1. –С.39-41.
4. Арсеньев А.Н. Особенности лыжной подготовки учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ Камчатского региона Российской Федерации: дис. …канд. пед. наук. М., 2021
5. Атилов, А. Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру / А. Атилов, О.О. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 31 с.
6. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей лыжников. / С. Е. Бакулев // ученые записи университета Им. П.Ф. Лесгафта, 2016. - № 20. С. 3-9
7. Балахничев А.В. Cистема соревнований в многолетней подготовке бегунов-спринтеров: дис. …канд. пед. наук. М., 2014.
8. Бальсевич В.К., Шустин Б.Н. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2014. - №2(4). - С.3-8.
9. Богданов, В. М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 51–56.
10. Богданов В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методикопрактической подготовке/ В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры, 2021. - №8. – С. 55-59
11. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. Учебник для студентов, преподавателей университетов физической культуры / М.М. Боген. – М.: ФиС, 2015. – 543 с.
12. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. – М.: Астрель, 2019. – 259 с
13. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 228 с.
Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества, в том числе координация относятся к дополнительным, но тесно связанным с основными.
Специальные воздействия на человека для развития определенных физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определенные качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются совсем.
Проанализируем особенности развития координационных способностей у лыжников-гонщиков 12-15 лет.
Несмотря на достаточное количество исследований в изученной нами научно-методической литературе не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Вероятно, это связано с многообразием видов координационных проявлений, каждый из которых имеет специфические механизмы физиологического обеспечения, а также с тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей.