Особенности межличностного общения подростков в социальных сетях
ВВЕДЕНИЕСоциальные сети приобрели немалую популярность на сегодняшний день и принимают участие в жизни практически любого человека. Преимущественно активные пользователи социальных сетей – подростки. Большую часть знакомых молодых людей составляют виртуальные друзья из социальных сетей. Это повлияло на коммуникативную сферу жизни подростков, их понимание реальной и виртуальной дружбы, умение взаимодействовать с людьми в реальной жизни.
Отрицательные воздействия социальных сетей на подростка проявляются в проблемах социализации; неспособности строить межличностные взаимоотношения в реальности. Навыки живого общения люди могут отработать исключительно в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются.
Общение в реальной жизни у подростков вызывают затруднение, они н могут подобрать слов, первыми завести разговор или хоть как-то его поддержать.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 9
1.1. Проблема межличностного общения в работах зарубежных и отечественных исследователей 9
1.2. Возрастные особенности и потребности подростков в межличностном общении 17
1.3. Возможности соцсетей для развития навыков межличностного общения подростков 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 30
2.1 Характеристика диагностической программы по изучению межличностного общения подростков в социальных сетях 30
2.2 Описание программы развития навыков продуктивного и безопасного общения подростков в социальных сетях. 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 43
3.1 Анализ констатирующего этапа эксперимента 43
3.2 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента 52
3.3 Рекомендации родителям, педагогам и учащимся 66
Заключение 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2010 – 811 с.
Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7—14. doi:10.17759/jmfp.2017060201Ананьева, О.А. Аддикция и психологические кризисы: личностные, возрастные, семейные. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. –733 c.
Андреева, Г.М. Общение и межличностные отношения. / Психология влияния. Хрестоматия / Под ред. А. В. Морозова. СПб.: Питер, 2009. – 811 с.
Баженова, О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум – М.: Генезис, 2016. – 346 c.
Басова, А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6898/ (дата обращения: 05.06.2023).
Берн, Э. Три аспекта личности. / Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2010. – 640 с.
Богданова, О.А. Интернет-зависимость у детей и подростков // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2014. – № 1(27). – С. 54-59.
Богдановская, И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. - 405 c.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 400 с.
Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Войскунский, А.Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. –2016. – с. 17-26.
Войскунский, А.Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. // Вестник Московского университета. – 2017. – № 1. – с. 51-66.
Социальная поддержка может иметь форму эмоциональной поддержки, практической помощи или совета. Она играет важную роль в укреплении эмоционального благополучия подростков, помогает им справляться с трудностями и строить здоровые отношениях [50].
Подростковая дружба – сложное, многостороннее, часто противоречивое явление. Подросток стремится найти друга, в котором увидит отражение собственные черт, понимание и принятие своих переживай и установок. Однако стремление иметь верного друга, умеющего выслушать и посочувствовать, помогающего преодолеть неуверенность в себе, в своих силах, граничит с решительностью расторгнуть отношения в случае появления сомнений в верности и преданности друга [16].
Жилина А.А. и Селиванова О.А. считают, что одной из основных особенностей подросткового возраста является процесс формирования идентичности. Подростки стремятся определить свою роль в обществе, выразить себя и найти свое место среди сверстников.