Программа психологической коррекции памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема памяти обусловлена важностью для формирования личности ребенка. Очень важно, правильно подобрать коррекционные мероприятия, это залог эффективного развития памяти. Так как, в последнее время отмечается увеличение числа детей, страдающих задержкой психического развития.
По данным статистики можно проследить процент детей с задержкой психического развития немалую долю составляют: среди дошкольников - порядка 25%, среди младших школьников – порядка 50%. Это в сравнении с детьми в психофизиологическом состоянии, у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточное развитие памяти (не считая других свойств). Исходя из выше сказанного, для развития данной группы детей важно уделять внимание развитию памяти.
Память можно определить как психофизиологический и культурный процесс, выполняющий такие функции как запоминание, сохранение и воспроизведение информации в жизни. Эти функции являются основополагающими для памяти.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Проблема изучения памяти в психологии 7
1.2. Закономерности развития памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 13
1.3. Современное изучение проблемы памяти у детей с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе: 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
2.1. Организация, методы, методики исследования 26
2.2. Результаты исследования развития памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по второй главе 35
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции памяти учащихся с задержкой психического развития 37
3.2. Программа психологической коррекции памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 50
Выводы по третьей главе: 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександровская Э.М. Психологисеское пособие для студентов. – М., 1997.
Андрианова Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88).
Анохина А.С., Шипачева Т. А. Исследование слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1.
Антипина, А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А. Н. Антипина // Начальная школа. – 1997.
Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология [Текст] / Г. К. Антошечкина, А. Г. Литвинова, Н. Ю. Верхотурова – 2019. - № 5. – с.170.
Бабкина Н.Б. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников. – М., 2002.
Бабушкина Н. А. Взаимосвязь познавательной деятельности и двигательной памяти у детей с задержкой психического развития // Автономия личности. 2011. №2
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. – Москва: 2015. – 136 с.
Борякова Н. Ю., Дубровина Т. И., Орлова О. С. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы // Специальное образование. 2013. №2.
Брунер Д. С. О познавательном развитии: I, II // Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. – с. 198.
Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. - № 2. – с.121-125.
Бурлакова М. К. Средства развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / М. К. Бурлакова Ю. В. Скоробогатова. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва: «Академия», 2017 – 480 с.
3. К общим закономерностям мнемических процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития относятся: доминирующий в структуре кратковременной памяти тип зрительной памяти; недостаток логической и семантической памяти; показатели ассоциативной и образной памяти значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ2.1. Организация, методы, методики исследованияЦелью эксперимента явилось изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Исследование особенностей памяти данной категории детей проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 7».