Психологические особенности лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психологических особенностей лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения является актуальной темой, поскольку управление образовательными учреждениями на сегодняшний день является сложной и ответственной задачей, которая требует большой концентрации и ориентации на результат.
Руководитель образовательного учреждения должен обладать не только знаниями в области педагогики, но и лидерскими качествами, такими как умение мотивировать, коммуникативные навыки, управление конфликтами и т.д. Изучение психологических особенностей лидерской компетентности руководителя помогает узнать, какие качества и навыки нужны для эффективного управления образовательным учреждением.
Также, изучение психологических особенностей лидерской компетентности руководителя позволяет определить, какие стратегии и подходы наиболее эффективны для достижения лидерского успеха в управлении образовательным учреждением. Например, изучение опыта лидеров позволяет определить
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1 Содержательные характеристики «лидерской компетентности» руководителя образовательного учреждения7
1.2 Теории и концепции лидерства17
1.3 Значение лидерской компетентности в современной системе образования32
Выводы к первой главе45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ47
2.1 Содержательные характеристики лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения47
2.2 Изучение состояния лидерской компетентности руководителя Северо – Осетинского педагогического колледжа54
2.3 Программа формирования лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения64
Выводы ко второй главе65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
ЛИТЕРАТУРА71
ПРИЛОЖЕНИЯ78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов Н.В., Бражник Е.И., Гибадуллина Ю.М., Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 1 (46). – С. 1-192.
Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. – С. 43-57.
Беляева А.В. Подходы к пониманию понятий «компетентность» и «компетенция», компетентностного подхода в образовании // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентостного подхода в психологии и педагогике. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 14-18.
Бендас Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 502 с.
Бурнакин М.Н., Сергеева М.Г. Формирование управленческой культуры бакалавров-будущих менеджеров образования. материалы научного исследования // Профессиональное образование и общество. 2022. № 1 (41). – С. 10-164.
Васильева О.В. Практика оценки лидеров внутри организации / О.В. Васильева // Молодой ученый. – 2023. - № 2 (449). – С. 97-103.
Вышиваная Е.Н., Тимохина Т.В. Условия эффективного применения методов управления образовательным комплексом // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. – С. 21-28.
Галиуллина Р.Д. Управление современной организацией на основе концепции лидерства // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). – С. 199-203.
Горчакова Т.В., Дунаенко А.И. Формирование лидерских компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // В сборнике: Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 2021. – С. 46-52.
Джабраилова Л.Х., Эмиева Ж.А. Профессиональные компетенции руководителя общеобразовательного учреждения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 11 (121)
Если педагогический коллектив и руководитель-лидер сосредоточены на достижении высоких результатов, а также на улучшении качества образования и привлечения новых талантливых учителей, то они могут добиться успеха в этом плане.
Социальные преобразования в обществе переставляют акценты, иначе говоря, идет смещение с коллективных начал на индивидуальные. Изменения затрагивают различные сферы жизни, но наиболее ярко отображаются в образовании. Мы сталкиваемся с растущей потребностью в инновациях и профессионалах, обладающих сильной индивидуальностью, активной жизненной позицией, стремлением к саморазвитию и творческой самореализации. Российское общество нуждается в инициативных педагогических кадрах.
Проект «Учитель будущего», одна из задач которого – организация непрерывного роста педагогов, акцентирует внимание на образовательном лидерстве.