Формирование готовности к выбору профессии у старшеклассников в ролевых играх.

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Формирование готовности к выбору профессии у старшеклассников в ролевых играх. В работе рассматривается готовность к выбору профессии.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.09.2024
Объем файла
350 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из важных этапов в жизни человека, который определяет направление личностного развития, является профессиональное самоопределение. Вопрос о том, какой профессиональный путь выбрать, чтобы успешно реализовать свои способности, становится актуальным в подростковом возрасте. Одновременно с этим вопросом существует проблема – отсутствие информации о направлениях профессиональной сферы и степени востребованности профессий. Работа по направлению профессиональной ориентации в школе помогает старшеклассникам устранить проблемы и решить вопросы, связанные с профессиональным будущим подростка.
Профессиональные ориентации и интересы составляют основу профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением школьников понимают отделение себя от норм, которые приняты в обществе, а также от принципов и норм, которые существуют в профессиональной деятельности. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к выбору профессии у старшеклассников в ролевых играх……………………...6
1.1 Сущность понятия «профессиональное самоопределение», «готовность к выбору профессии»…………………………………………………………….....6
1.2 Особенности формирования готовности к выбору профессии у старшеклассников..……………………….……………………………………...13
1.3 Ролевая игра как метод формирования готовности к выбору профессии старшеклассников……………………………………………………………..…21
Выводы по первой главе………………………………….................................30
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование формирования готовности старшеклассников к выбору профессии в ролевых играх ……………………32
2.1 Организация исследования…………………………………..……………...32
2.2 Анализ результатов констатирующей диагностики готовности старшеклассников к выбору профессии………………………………………..34
2.3 Программа по формированию готовности старшеклассников к выбору профессии в ролевых играх……………………………………………………..44
2.4. Оценка эффективности программы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии в ролевых играх…………………….48
Выводы по второй главе………………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….67

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абенова А.К. Научно-педагогические основы профессионального самоопределения старшеклассников в системе «школа – вуз»: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Абенова Айжамал Кажмухановна. - Душанбе, 2015. 254 с.
Аверьянова С.Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников // Научный диалог. 2013. №8 (20) С.120-130.
Александров, И. А. Ролевая игра живого действия как форма профориентации / И. А. Александров // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты - 2018 : Сборник научных трудов. – Казань : Издательство "Познание", 2018. – С. 30-34.
Арапова П.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору жизненного пути средствами групповой воспитывающей деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-starsheklassnikov-k-vyboru-zhiznennogo-puti-sredstvami-gruppovoy-vospityvayuschey-deyatelnost (дата обращения: 04.02.2023).
Арендачук И.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся [Текст]: для студентов психологических и педагогических специальностей / И. В. Арендачук. - Москва: Перо, 2015. - 149 с.
Батиевская, В. Б. Сравнительная характеристика интерактивных методов обучения и технология их проведения / В. Б. Батиевская, Б. Б. Хаес // НАУЧНЫЙ ФОРУМ : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 27 января 2023 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 141-144.
Бесклубная, А. В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии на современном этапе модернизации школьного образования / А. В. Бесклубная, Е. Е. Щербакова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2012. - № 3. - С. 226-230.
Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении //

1) автономность оптанта; 2) информированность о мире профессий и умении соотнести информацию со своими особенностями; 3) умение принимать решения; 4) умение планировать свою профессиональную жизнь; 5) эмоциональное включение в ситуацию решения [38].
По Э.В. Садретдиновой, критериями для определения степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению являются способность к самоанализу, способность к анализу профессий, наличие информационных знаний, адекватная самооценка (когнитивный компонент); сформированность иерархии мотивов выбора профессии; наличие устойчивого интереса к определенной профессии; сформированность профессиональных намерений (мотивационный компонент); наличие обоснованного личного профессионального плана и осуществление практических мер по его реализации (практический компонент) [35].