Особенности личностной креативности у студентов с разными уровнями творческой активности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
Одной из новейших тенденций современной психологии является рост интереса к проблеме креативности личности.
В нынешнем мире особая роль отводится креативной личности, которая способна решать сложные задачи. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность юношей к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем – это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Вопрос изучения личностной креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значение. Выделение ее в качестве самостоятельного психологического признака требовало доказательства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ6
1.1 Личностная креативность как психологический феномен в отечественной и зарубежной психологии6
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста17
1.3 Особенности личностной креативности и творческой активности у студентов в юношеском возрасте27
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ37
2.1 Методика организации и методы исследования особенностей личностной креативности37
2.3 Психологические рекомендации по развитии личностной креативности юношеского возраста50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Астахова Л. Г. Особенности развития личности современных подростков / Л. Г. Астахова, Е. Н. Буслаева // European research, - 2018. - № 10. - С. 4.
Балык А. С. Психологические особенности личности в юности и их влияние на успешность сдачи экзамена / А. С. Балык // Инновационное развитие науки и образования : монография / Наука и Просвещение - Пенза, 2019. – С. 29-37.
Баранова Л. В. Креативность как новообразование юношеского возраста / Л. В. Баранова // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2002. – № 1(25). – С. 53-58.
Психология творчества и одаренности : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Москва, 20–21 апреля 2018 года / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – М. : Московский педагогический государственный университет, 2018. – 500 с.
Борзенкова И. В. Проблема развития креативности в юношеском возрасте / И. В. Борзенкова, Е. В. Беляева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 3(35). – С. 173-179.
Бурченкова Л. Ш. Личностные особенности девушек позднего юношеского возраста, занимающихся разными видами творчества / Л. Ш. Бурченкова // Научный поиск. – 2014. – № 2.4. – С. 5-7.
Валиева А. Т. Изучение творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте на примере проявления их креативности / А. Т. Валиева, О. А. Макарова // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 197-198.
Волгуснова Е. А. Общие и специфические особенности креативности в юношеском возрасте / Е. А. Волгуснова, Д. С. Личман // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4(36). – С. 95-100.
Волочков А. А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / А. А. Волочков // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2017. - № 4. - С. 18-26.
Гончарова, В. Ю. Психологические особенности поколения Z / В. Ю. Гончарова // Аллея науки. –
Эта характеристика создает иллюзию того, что такой рост продолжится и в дальнейшей жизни человека. Во многом в этом источник сложности формирования черт личности, которые исследователи, как правило, связывают с интересующим нас периодом.
Кроме того, важной особенностью нравственного развития, характерной для данного возраста, является усиление осознанных мотивов поведения. Фиксируется усиление этих качеств, недостаток которых можно наблюдать у старшеклассников:
• решимость ;• решительность;
• упорство;
• независимость;
• инициатива;
• самоконтроль.
В начале обучения в институте отношения носят групповой, коллективный характер, однако по мере взросления отношения с окружающими становятся более устойчивыми и надежными, в паре начинают цениться не только внешний вид, но и личные качества других людей.