Изучение особенностей психологической коррекции адаптации младших школьников с умственной отсталостью к обучению в школе
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что обучающимся с умственной отсталостью необходимы особые формы воспитания и образования. Для них необходимо организовать особые образовательные условия, позволяющие не только сформировать у них необходимый перечень знаний, умений и навыков для продолжения познавательного развития, но и скорректировать имеющиеся психические нарушения, максимально задействуя компенсаторные возможности головного мозга. Современное состояние образования в России характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм педагогической деятельности и становлением личностно ориентированного образования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы организации социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
У детей с умственной отсталостью, поступающих в школу, появляется новый этап жизни и им бывает трудно приспособиться к новой обстановке. Таким обучающимся трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, к режиму школы
Содержание
Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие и содержание проблемы умственной отсталости у младших школьников 7
1.2. Специфические проявления школьной адаптации и дезадаптации у младших школьников с умственной отсталостью 22
1.3. Особенности поддержки младших школьников с умственной отсталостью в образовательных учреждениях 26
Выводы по первой главе 30
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 33
2.1 Организация исследования особенностей адаптации младших школьников с умственной отсталостью к обучению в школе 33
2.2 Анализ результатов исследования адаптации к обучению в школе у школьников с умственной отсталостью 44
Вывод по второй главе 51
Глава III. КОРРЕКЦИЯ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 52
3.1 Подходы к коррекции умственной отсталости 52
3.2 Программа психокоррекционных упражнений для повышения адаптационного потенциала обучающихся с умственной отсталостью 58
3.3 Анализ проведения опытно-экспериментальной работы 72
Выводы по третьей главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст] / И.Н. Агафонова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – C. 23-40.
Азарян, Р. Н. Особенности учебно-воспитательной деятельности умственно отсталых детей [Текст] / Р. Н. Азарян // В учебнике “Специальная педагогика” для студентов педагогических вузов. – Ереван, 2016. С. 216-226.
Айтиева, А.Д. Социализация умственно отсталых детей в условиях вспомогательных школ [Текст] / А.Д. Айтиева // Наука и инновационные технологии. 2016. № 2 (2). С. 117-120.
Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе [Текст] / Э.М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М.: Медицина, 2018. – С. 32-43.
Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст]./ Ю.А. Александровский - М.: Наука, 1976. - 272 с.
Апреликова, М.В. Особенности общения детей с умственной отсталостью [Текст] / М.В. Апреликова // В сборнике: Материалы международного научного форума обучающихся "Молодежь в науке и творчестве". Сборник научных статей. Гжельский государственный университет. 2016. С. 292-294.
Арушанян, Ж.А. К проблеме об умственно отсталых детях [Текст] / Ж.А. Арушанян, В.Г. Василенко // В сборнике: Научная мысль: перспективы развития. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Армавир, 2021. С. 106-112.
Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2018. – 224 с.
Астафьев, Н.В. Организация дополнительного физкультурно-спортивного образования умственно отсталых школьников в современных условиях [Текст]/ Н.В. Астафьев, Н.Л. Литош, А.А. Сахоненко //Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта/ Мат. Всерос. науч.-практ. конф, посвящ.60-летию образования Алтайского края.-Барнаул,1997.-С. 104-106.
Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст]./ И.М. Бгажнокова - М.:
Березин, Ф.Б. Психическая и психофизическая ад
Их использовать позволяет, используя компенсаторные возможности головного мозга, улучшить функционирование различных психических процессов и способствовать оптимальному развитию личности у детей с умственной отсталостью.
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ2.1 Организация исследования особенностей адаптации младших школьников с умственной отсталостью к обучению в школеВ основе практической части выпускной квалификационной работы находится описание проведения педагогического эксперимента, суть которого заключается в создании комплекса формирующих упражнений и доказательство их эффективности. База проведения эксперимента: В исследовании принимают участие 20 обучающихся первоклассников, взятых из двух классов 1 «А» и 1 «Б», возраст которых 7 лет, имеющих диагноз умственной отсталости.
Для исследования процесса школьной адаптации были подобраны следующие диагностические критерии с соответствующими им