Интонация – как проявление психологического жеста в сценическом творчестве
Введение
«В действительности психологический жест находится за пределами театра и распространяется дальше. Каждый жест является способом расширить себя и разрушить жесткие барьеры, которые мы используем в нашем материалистическом подходе к самим себе.» М. Чехов
Современная реальность, как и современный театр меняются ежесекундно. Сегодня нет возможности долго обсуждать и разбирать пьесу и замысел постановки так, как это было возможно раньше.
На смену режиссерам аналитикам, расшифровывающим драматургический замысел, и внутренние, и внешние коллизии персонажей, сегодня приходят режиссеры, которые иногда просто расставляют актеров по мизансценам, чуть договорившись о теме. Сегодняшняя режиссура центрирована на себе самой, как на самоцели. «Жизнь человеческого духа» в действиях актера, оказывается заменённой трюками и спецэффектами. Актеру все чаще необходимо самому разбираться в тексте литературного произведения, в биографии, в мировоззрении, в логике автора и т.д.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...………3
I. Феномен Психологического жеста……………………………………………….5
1.1. Исследователи театрального жеста……………………………………………5
1.2. С.Ю. Юрский – как продолжатель идеологии М.А. Чехова………………..11
1.3. Интонация – результат проработки внутреннего фундамента персонажа...................................................................................................................22
II. Психологический жест в жизни, в педагогике и в сценическом творчестве...................................................................................................................26
2.1. Психологический жест как триггер включения новых возможностей в голосе и интонации……………………………………………………………..….26
2.2. Психологический жест в педагогике…………………………………………27
2.3. Психологический жест, как источник потребности в дополнительных дисциплинах ………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...…34
Список использованной литературы
А.М. Новиков., Д.А. Новиков Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – с. 155-158.
Е.Ю. Зуева, «Психологические аспекты Я-концепции личности», ВОПРОСЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2018, вып. 1, с. 176-180.
И.Ю. Промтова, И.А. Афтушенко: Искусство сценической речи, Москва : Российская акад. театрального искусства - ГИТИС, 2007 – с. 121-130.
М.А. Чехов «Об искусстве актера» Том 2, Москва, «Искусство» 1986 г. с. 203
М.А. Чехов. Уроки для профессионального актёра [Текст] : [на основе записей уроков, собранных и составленных Д. Х. Дюпре] / Михаил Чехов; пер. с англ. М. И. Кривошеев. - Москва : ГИТИС, 2011. – с 100-107.
Н.С. Трубецкой «Основы фонологии». М.:Ин.Лит., 1960, с. 281-284
С.М. Волконский «Человек на сцене. В защиту актерской техники «О жесте» — М.: Либроком, 2020. – с. 143-149.
С.Ю. Юрский «Игра в жизнь». Москва: Вагриус, 2002. – c. 355-358.
С.Ю. Юрский «Кто держит паузу», Москва, «Искусство» 1989. с. 77.
С.Ю. Юрский «Попытка думать», Москва: Вагриус "Санкт-Петербургский клуб", 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – с. 144.
С.Ю. Юрский «Содержимое ящика» - «Четвертое измерение». Москва: Вагриус, 1999 г. с. 410-412.
С.Ю. Юрский читает «Театральное» И. Бродского на малой сцене МХТ имени Чехова, в дни, когда мир отмечал 70-летие поэта, 2010 г. (https://www.youtube.com/watch?v=keJ4o68_Z5U) (Дата обращения: 21.02.2022 г.)
Малейшая нечистота помыслов, малейший грех в это мгновение — может разрушить мир… Но — идет дальше его мысль — всякое место на земле, где человек поднимает глаза к Богу, — свято, и всякий человек в искреннем порыве — свят!
И тогда — всякий день есть день Судный, и грех любого человека может разрушить великое создание Бога.
От того, как начнешь, зависит вся дальнейшая роль — большая и сложная. Если будет неубедительно или просто скучно вступление, дальше уже ничего не доказать.
Режиссеры (М. Лейзер и П. Корье) предлагают и настаивают — Азриэль весь монолог произносит неподвижно, сидя за громадным столом. Язык не родной — французский. Магическим голосом, который заставил бы слушать монолог, как красивое пение, я не располагаю. Можно сказать: ну, содержание богатое, оно само за себя скажет. Сказать можно, но нельзя сделать — профессионалы знают, что сцена требует театра и никакие умные мысли