Коррекция психологического состояния подростков 12-13 лет средствами плавания
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура традиционно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. Регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки, можно корректировать психические процессы, состояния и свойства. Для применения средств физической культуры в психокоррекции требуются специальные знания не только в области психологии, но и основы теории и методики физической культуры и спорта, и морфофункциональных особенностей развития человека. Коррекция средствами физической культуры решает сразу несколько задач: корректирует функции психики, развивает физические качества, улучшает самочувствие и укрепляет здоровье подростка [12].
Многие авторы считают, что спортсмены с изначально более высокой физической подготовленностью лучше адаптируются к новым условиям, возникающим на начальном этапе обучения, и это положительно отражается на их самочувствии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ 6
1.1. Психические особенности подростков 12-13 лет 6
1.2. Структура психологического состояния подростков и его коррекция при плавании 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Методы исследования 14
2.1.1. Анализ научно-методической литературы 14
2.1.2. Педагогическое наблюдение 15
2.1.3. Методы диагностики психологического состояния испытуемых 15
2.1.4. Педагогический эксперимент 17
2.1.5. Метод статистической обработки данных 17
2.2. Организация исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 20
3.1. Сравнение результатов групп в начале исследования 20
3.2. Программа коррекции психологического состояния подростков посредством применения плавания 28
3.3. Сравнение результатов групп в конце исследования 31
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов, А.В. Инновационные технологии в плавании / А.В. Андрианов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 128 c.
2. Анушкевич, Н.В. Техника и методика обучения плаванию: учебно-методическое пособие /Н.В. Анушкевич, М.А. Дедловский. – Барнаул: Алтайская гос. пед. акад., 2015. – 98 с.
3. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения: методические рекомендации /Н.Ж. Булгакова. – М.: Спорт, 2016. – 70 с.
4. Бундзен, П.В. Современные технологии укрепления психического состояния и психосоциального здоровья населения 63 (аналитический обзор) /П.В.Бундзен, О.М. Евдокимова, Л.-Э. Унесталь //Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 8. – С. 57-63.
5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие /Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2015. – 224 с.
6. Караулова, Л.К. Физиология физической культуры и спорта /Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – М.: Академия, 2016. – 304 с.
7. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.
8. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
9. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология /Н.А. Красноперова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 216 с.
10. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. – 343 с.
11. Морозюк С. Н. Психология личности. Психология характера: учебник для студентов СПО / С. Н. Морозюк; М: ЮРАЙТ, 2018.
12. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. СПб., 2003.
13. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности /А.О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 352 с.
14. Психология состояний /под ред. А.О. Прохорова. – М.: Когито-Центр, 2017. – 624 с.
15. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков /Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. – СПб.: Владос, 2016. – 144 с.
16. Смоленцева
Анализ научно-методической литературы осуществлялся как на доэкспериментальном этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На начальной стадии исследования анализ литературы проводился с целью изучения исследуемой проблемы, её разработанности и степени практического освоения. Он способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования [18].
Всего в работе было использовано 25 литературных источников. Материалы из них непосредственно отражены в данной работе.
Педагогическое наблюдениеПедагогическое наблюдение является одним из основополагающих методов в эмпирической части исследования и представляет собой способ целенаправленного восприятия процесса занятия испытуемого во время эксперимента, в процессе которого будет получен конкретный фактический материал и данные [25].
Исходя из п