Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте. В работе рассматриваются психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.09.2024
Объем файла
180 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах
1.2 Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность»
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников
2.2 Результаты, анализ полученных данных диагностики
2.3 Результаты экспериментального исследования
2.4 Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложения

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.
2. Бассет Л. Только без паники! - СПб., 1997.
3. Безруких М.М., Ефимов СП. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? - М., 2004.
4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, 1999.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2000.
6. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.
7. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2004.
8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 2005.
9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2004. 
10. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998.
11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. 
12. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). - Киев, 1992.
13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2003.
14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000. 
16. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления., 1999, №5.
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ, Сфера, 2001.
19. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., 2001.
20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.
21.Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2004.
22. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.,2001.
23. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
24.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2001.
25. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М., 1999.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
28. Роджерс К.К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.
29. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.
30. Руководство по детской неврологии./Под ред.В.И. Гузеевой, СПб., 2002.
31. Сидоренко Л.В.Методы математической статистики в психологии.-СПб.,2002.
32.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003.
33.Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.
34.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974. 
35.Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т.М.,2004. 
36.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 2002. 
37.Фролова Н.В. Влияние рассогласованности когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. - Бийск, 2004.
38.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2001.
39.К.Хорни Невротическая личность нашего времени. М.,2000.
40.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2005.
41.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 2005.
42.Spielberger CD., Gorsuch D.L., Lushene R.E. Manual for the state - Irait Anxiety Inventory. - Palo Alto: Consulting Psychologists Press,2001


Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рука, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр.