Методика развития силовых способностей у лыжников-гонщиков 12–14 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время значение силовой подготовки лыжников гонщиков возрастает в связи с изменением программы соревнований.
Иначе говоря, за последнее десятилетие программа соревнований различного уровня значительно изменилась, в том числе на Олимпийских Играх и Кубке мира. И помимо стандартных и длинных (марафонских) дистанций медали разыгрываются на коротких (спринтерских) дистанциях. Данная тема представляет особую актуальность, так как постепенно данная программа соревнований переходит в детско-юношеский спорт. Соответственно, меняется и подготовка юных спортсменов. (А.А Кочергина, 2010).
Необходимость использования, в подготовке лыжников гонщиков, силы характеризуется возможностью напряжения мышц производить физические действия, преодолевая внешние сопротивления. Таким образом, во время передвижения на лыжах проявляется напряжение всех основных мышечных групп. (О.А. Сбитнева, 2018).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ7
1.1.Силовые способности и их характеристики7
1.2.Возрастные и анатомо-физиологические особенности лыжников-гонщиков 12–14 лет12
1.3.Средства и методы развития силовых способностей у лыжников-гонщиков 12–14 лет15
1.4.Постановка научной проблемы25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ27
2.1. Методы исследования27
2.2. Организация исследования32
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ35
3.1.Результаты констатирующего эксперимента35
3.2.Содержание экспериментальной методики37
3.3.Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение46
ВЫВОДЫ52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ57
ПРИЛОЖЕНИЯ63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – С. 122–130.
Анфилатова О. В. Развитие силовых способностей лыжников-гонщиков 12-14 лет методом непрерывного упражнения // Научно-образовательный журнал «Вопросы педагогики» / О. В. Анфилатова, Д. А. Дерендяева. – М., 2022. – №11. – С. 13–19.
Бартош О. В. Сила и основы методики её воспитания: методические рекомендации для занятий по физической культуре /О. В. Бартош. – Владивосток, 2009. – 47с.
Бахарева А. С. Особенности выбора упражнений силового тестирования лыжников-гонщиков // Научно-образовательный журнал «Человек. Спорт. Медицина» / А. С. Бахврева, А. П. Шаховский, Э. Ф. Латыпова, В. С. Черепанов, Д. С. Кошкарев. – г. Челябинск, 2021. – №2. – С. 59–66.
Беляева Н. А. Комплексы упражнений для тренировки лы: для студентов всех специальностей /Н. А. Беляева. – М.: ГУУ, 2012жников- гонщиков в подготовительном периоде: учебно-методическое пособие. – 50 с.
Бутин И. М. Лыжный спорт // учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений // И. М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
Ветков Н. Е. Воспитание силовых способностей // Научно – образовательный журнал «Наука 2020» / Н. Е. Ветков. – г. Орёл, 2018. – С. 132 – 137.
Вачевских В. И. Специальные упражнения технической подготовки юных лыжников // пособие для тренеров и учителей физ. Культуры / В. И. Вачевских, Л. Д. Вачевских. – М., 2009. – С. 20–37.
Вайцеховский С. М. Книга тренера // Физкультура и спорт / С. М. Вайцеховский. – М., 2008. – С. 142 – 144.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте // Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 215 с.
Галлямова О. Н. Эффективность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных лыжников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта / О. Н. Галлямова, В. В. Павлов, Л. И. Халилова. – СПб, 2016. № 4. С.51 – 55.
Тренировка проводится в течение 10–15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.
Статодинамический метод.
Характеризуется сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического.
Для воспитания силовых способностей применяют 2–6 – секундные изометрические упражнения с усилием в 80–90 % от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2–3 повторения в подходе, 2–3 серии, отдых 2–4 мин между сериями).