Лингвостилистические особенности репрезентации темы смерти в англоязычной литературе
Введение
Жизнь, ее смысл, смерть и бессмертие – вечные темы, веками находившие отражение в литературе. Актуальность работы состоит не только в том, что эти темы и по сей день являются центральными, но и в том, что их специфика объясняется культурными доминантами поведения, исторически закреплёнными ценностными ориентациями, принятыми в определенной, в данном случае английской, лингвокультуре. Тема смерти в английской лингвокультуре представляет перспективную область для лингвистических исследований, т.к. ее семантика и специфика языкового выражения до сих пор являются не вполне изученными, особенно в контексте ее рассмотрения в произведениях разных жанров и разных эпох.
Объектом нашего исследования является репрезентация темы смерти в художественном тексте.
Предметом исследования выступают лингвостилистические особенности репрезентации темы смерти в произведениях англоязычной литературы.
Оглавление
Введение6
1 Репрезентация темы смерти в художественном тексте.8
1.1Значение темы смерти в художественной литературе8
1.2 Особенности классификации существующих лингвостилистических приемов и их репрезентация в литературе13
2. Лингвостилистические особенности репрезентации темы смерти англоязычной литературе20
2.1 Лингвостилистические особенности репрезентация темы смерти в драматургии Уильяма Шекспира20
2.2 Лингвостилистические особенности репрезентации темы смерти в романе Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Gray»28
2.3 Лингвостилистические особенности репрезентация темы смерти в романе Стивена Кинга «The Green Mile»32
2.4. Сопоставительный анализ лингвостилистических особенностей репрезентации темы смерти в англоязычной литературе35
Заключение38
Список используемых источников39
Приложения42
Список используемых источников
Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. – Л.: Просвещение. 1981. – 295 с.
Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс – Академия». 1992. – 528 с.
Булгаров, В.С., Ляшенко, И.В. Образ смерти в западноевропейском искусстве XIV-XVI веков // Universum: филология и искусствоведение. – 2019. – №3 (60).
Варданян, П.Л. Лингвостилистические особенности презентации концептов “Life” / “Death” в романе Д. Грина “The Fault in Our Stars” / П.Л. Варданян // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2020. – № 07 (63).
Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. – 462 с.
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М: АСТ, 2020. – 448 с.
Деева Н.В. Метафорическая репрезентация концептов «Смерть» и «Śmierć» в русской и польской лингвокультурах / Н.В. Деева // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2016. – №4 (53). – С. 121-127.
Евстигнеева, М.В. Художественные инверсии танатологического мотива «смерть» в поэзии английского романтизма / М. В. Евстигнеева, И. С. Бутыркина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №8 (50).
Игнатов, И.А. Языковые средства репрезентации смерти в языковом сознании носителей русского языка (по данным ассоциативного эксперимента) / И. А. Игнатов // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 40. – С. 163-172.
Каверина, С.Е. Формирование представлений о смерти в художественной литературе (Социально-философский анализ) : Москва. – 2005. – 131 c.
Килар, А. Мотив смерти в русской литературе XIX-го века: культурный аспект / А. Килар // Журнал филологических исследований. – 2022. – Т. 7, № 4. – С. 46-49.
Ковтун, Т.А. Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти» в истории литературы / Т. А. Ков
«And we remember in our hearts those whom we knew and loved who have gone home to you: Maria and Kade and Joseph and Haley and Abigail and Angelina and Taylor and Gabriel and…» [19].
Выделяют и другие функции умолчания. Оно помогает вносить интригу и акцентировать внимания читателя, скрывать чувства и эмоции от слушателей и так далее. Так в стихотворении «Детское» современная русская поэтесса Вера Полозкова позволяет читателям самим додумать, чем закончится ее сказка:
«Я найду, добуду – назначат казнь,
А я вывернусь, и сбегу, да и обвенчаюсь
С царской дочкой, а царь мне со своего плеча даст…».
На лексико-семантическом уровне часто присутствуют метафоры. Этот прием является самым распространенным в художественных текстах. Выбор метафоры зависит от восприятия окружающего мира, мировоззренческих установок персонажей. Например, смерть может представляться символом забвения («I fear oblivion» [19]),