Формирование национально-культурной идентичности личности подростка при обучении народно-сценическому танцу
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы:
В современном мире в условиях глобализации обостряется проблема национально-культурной идентичности личности. В поликультурной среде человеку становится достаточно сложно идентифицировать себя с определенной национальностью, этнической группой и определять себя членом той или иной социальной группы, а особенные трудности испытывают в этом подростки, как так данная возрастная группа характеризуется психической неустойчивостью. Подростки часто ориентируются на понятия «модно» или «немодно» и не всегда в определении своего «я» обращаются к национально-культурной идентичности, так как национальный и культурный компонент часто отходит на второй план. Но проблема в некоторой степени снимается, если представления о своей национально-культурной идентичности берут начало своего формирования в раннем детстве в процессе воспитания, если оно непрерывно продолжается в обучении. После семьи вторым значимым для личности социальным ин
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущностная характеристика понятия «национально-культурная идентичность
1.2 Психолого-педагогические механизмы формирования национально-культурной идентичности личности
1.3 Подростковый возраст как ключевой период личностного онтогенеза в формировании национально-культурной идентичности
ГЛАВА 2 НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Народно-сценический танец: истоки и путь развития
2.2 Методика преподавания народно-сценического танца в контексте сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
ГЛАВА 3 АНСАМБЛЬ ТАНЦА «СЛАВИЦА» КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
3.1 Характеристика базы исследования
3.2 Описание результатов опытно-экспериментальной деятельности
3.2.1 Констатирующий эксперимент
3.2.2 Формирующий эксперимент
3.2.3 Контрольный эксперимент
3.3 Методические рекомендации по формированию национально-культурной идентичности личности подростка на занятиях народно-сценическим танцем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Попович Э.В. Национально-культурная идентичность как теоретическая проблема//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. - №49. – с. 194
2. Дзякович Е. В. Идентичность, идентификация, инсценировка в развитии глобальных и локальных социокультурных процессов современности // Обсерватория культуры. — 2010. — № 4. — С. 46.
3. Куруленко Э. А., Нефедова Д. Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализирующейся реальности // Известия Самар. науч. центра Рос. акад. – 2015. – Т. 17, вып. 1–1. – С. 231–234.
4. Мазуренко И. В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2011. – 24 с.
5. Инкижекова М.С. Категории "национальная идентичность" и "патриотизм" в современном образовательном пространстве//Знание. Понимание. Умение. – 2017. - №4. – с. 34
6. Федосов А.Б. Кризис патриотического воспитания в России в конце XX века//Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – с. 243
7. Замолотова М. Ю. Формирование российской идентичности подростков как эволюционный психолого-педагогический процесс//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - №4(30). – с. 160
8. Арцимович И.В. Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности//Культурная жизнь Юга России. – 2008. - №4 (29). – с. 36
9. Яшин А.В. Феномен идентичности и его современная эволюция // Вестник Вятского государственного гуманитарного университете. — Киров, 2012. — № 4. — Т. 4. — С. 50 — 53.
10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
11. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010
12. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна//European research. – 2015.
13. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики//Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2017. - №7(256). Выпуск 33. – с. 142
14. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р: [Электронный ресурс]. Москва, 2015. URL: http://government.ru/docs/all/102075/ (Дата обращения: 4.01.2023).
15. Казакова Н.Е. Задачи
Исследование А.Е. Созыкиной и И.Д. Митиной показывает, что одним из самых благоприятных периодов в процессе формирования национально-культурной идентичности личности является младший подростковый возраст. И этот факт логично соотносится с физиологическими и психологическими особенностями человека. Именно в это время национальная осведомлённость начинает перерастать в способность воспринимать, описывать и интерпретировать национально-культурные признаки. Как раз в этот период воспитания личности перед ребенком ставится задача принятия идентичности, осознания самого себя как представителя данного общества и гражданина своего государства [41].
Таким образом, подростковый возраст – это период примерно от 11 до 16 лет, в котором интенсивно проходит процесс взросления, как физического, так и психологического, что является неотъемлемой частью становления личности, или личностного онтогенеза.
Человек начинает оцениват