Психокоррекционная работа по преодолению эмоционального нарушения у младших школьников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дети с задержкой психического развития являются наиболее многочисленной группой обучающихся, воспитанников, представленной в системе массовых образовательных учреждений (Т.А. Власова, Ю.А. Костенкова, Г.Ф. Кумарина,В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.). По данным разных авторов, количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся (Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова, Н.М.Назарова, С.Г. Шевченко и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………….
1.1 Понятие «эмоциональное нарушение» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..
1.2 Особенности проявления эмоционального нарушения у младших школьников с задержкой психического развития
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции эмоционального нарушения младших школьников с задержкой психического развития…………………….
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………..
2.1 Этапы, методы, методики исследования………………………………………..
2.2 Анализ и обработка результатов………………………………………………
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции эмоционального нарушения младших школьников с задержкой психического развития………….
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционального нарушения младших школьников с задержкой психического развития………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин, В.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2002. - 312 с.
2. Андрущенко, Т.Ю. Карабекова Н. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников - Волгоград: Перемена,1993. - 349 с.
3. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019. - 127 с. - ISBN 978-5-9758-1772-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IРR BООKS: [сайт]. - URL: httр://www.iрrbооkshор.ru/81045.html.
4. Власова, Т.А., Лубовский В.И. и др. Задержка психического развития детей и пути её преодоления: Обзорная информация. – М.: просвещение, 1976. - 120 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии Собр.соч., Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 290 с.
7. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций / В. П. Глухов. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 312 с. - ISBN 978-5-4263-0575-5. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IРR BООKS: [сайт]. - URL: httр://www.iрrbооkshор.ru/75801.html.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», Юрайт, 2002. – 336с.
9. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология: учебное пособие / Н. Ю. Дмитриева. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019. - 127 с. - ISBN 978-5-9758-1808-9. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IРR BООKS: [сайт]. - URL: httр://www.iрrbооkshор.ru/81074.html.
10. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 432с.
11. Злобин, А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии, - М.: Педагогика, 1991. - 102 с.
Коррекция - не только и не столько специально организуемое мероприятие, сколько способ организации жизнедеятельности ребенка.
Отчасти, в этом проявляется возрастно-ориентированный подход к психокоррекции. Каждый из ведущих видов деятельности связан с основными психологическими новообразованиями, возникающими в данном возрасте.
При организации коррекционной работы следует учитывать возможности развития ребенка - зону его ближайшего развития. Зона ближайшего развития выявляется по степени сложности задач, с которыми ребенок может справиться с помощью взрослого. При этом определяющим в диагностическом отношении является умение ребенка принимать помощь извне.