Арт-терапия как средство гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Многих психологов различных школ давно привлекало внимание к чрезвычайной значимости отношений между родителями и детьми. Ведь важную роль для развития ребёнка, играют отношения с близкими взрослыми. Дошкольный возраст важный и ответственный период в жизни каждого, как момент формирования личности. На этапе дошкольного детства формируется и развивается самосознание, самооценка, выстраиваются мотивы по типу иерархии. И именно в данный период наиболее важным является влияние семьи на формирование личности, влияние существующих в семье внутрисемейных и детско-родительских отношений.
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно важной на протяжении всего развития психологической науки и практики. Так как нарушение отношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1. Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: психолого-педагогическая характеристика 10
1.2 Арт-терапия как способ взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания 17
1.3 Особенности применения арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 25
2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования 29
2.1 Анализ состояния проблемы исследования в практике дошкольного учреждения 29
2.2 Описание психолого-педагогических условий применения арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 41
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента по применению арт-технологии в семейном воспитании детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Александрова, Н.М. Профессиональная деятельность педагогов: теоретический и практический аспекты исследования / Н.М. Александрова, Л.А. Ламанова. – Текст: непосредственный // Современное образование. – 2020. − № 4. − С.156-173.
2. Алексеев, Н.Г. Стратегия разработок по использованию организационно-деятельностных игр в системе педагогического образования / Н.Г. Алексеев. – Текст: непосредственный // Кентавр. – 2019 – № 2. – С.4-8.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2019. – 628 с. : ил. – ISBN 928-5-9867-2156-7. – Текст : непосредственный.
4. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с. : ил. – ISBN 668-5-396-00204-2. – Текст : непосредственный.
5. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Г.Ю. Беляев. – Москва, 2019. – 34 с. – Текст : непосредственный.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. : ил. – ISBN 977-5-9173-7229-5.– Текст : непосредственный.
7. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с. : ил. – ISBN 928-5-9867-2133-1. – Текст : непосредственный.
8. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. – М.: Инфра-М, 2019. – 128 c. : ил. – ISBN 978-5-9718222-7-9. – Текст : непосредственный.
9. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие / Н.В. Борисова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021. – 146 с. : ил. – ISBN 9785-906962-43-0. – Текст : непосредственный.
Огромный вклад в развитии метода сказкотерапия были внесены трудами Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Фромма, Б. Беттельхейма, К.Г. Юнга, М.Л. Фон Франца, Э. Берна, А. Осиповой, Э. Гарднера, Ш. Коппа. Имеет отдельное внимание терапия притчами Н. Киселевой, а также психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Активно используют сказкотерапию в своей работе следующие специалисты: педагоги, психологи, дефектологи и врачи.
Существуют разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.А. Лисиной, Н. Сакович сказкотерапевтические программы[20, C. 139]. По этим программам работают многие реабилитационные центры для детей с различными проблемами в психофизическом развитии. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила отдельное направление известное как типология сказок, включающая в себя народные и авторские художественные сказки, направленные на психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Ею также были предложены дидактические и медитативные сказки.