Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей студентов и их установок в конфликте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день система образования является одной из самых конфликтных сфер общества. И если конфликты в школе находятся в сфере пристального внимания общества и учёных в силу их крайней остроты и возможных драматических, а зачастую, и трагических последствий, то конфликты в системе высшего образования привлекают не столь пристальное внимание. Как показывает практика, споры происходят на всех системах высшего образования, начиная с поступления в ВУЗы до выпуска из них. Абитуриенты, студенты и выпускники высших учебных заведений часто находятся в потенциально конфликтной ситуации [1].
Возраст данной группы молодёжи с одной стороны является этапом максимального самосовершенствования личности в физическом и психологическом аспектах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы исследования конфликтов и установок к их разрешению………...................................................………………….. 8
1.1 Теории конфликтов в современных конфликтологических и психологических исследованиях.................................................. 8
1.2 Теории социальных установок в современных исследованиях……………………………………………………. 14
1.3 Специфика конфликтов в среде студентов высшей школы.............................................................................................. 18
1.4 Возрастные и индивидуально-типологические особенности студентов......................................................................................... 25
2 Эмпирическое изучение конфликтов в среде студентов высшей школы.. ................................................................................................... 29
2.1 Подбор и обоснование методик для проведения исследования, составление плана эмпирического исследования................................................................................... 29
2.2 Изучение особенностей конфликтов в среде студентов высшей школы................................................................................ 32
2.3 Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей студентов и их установок в конфликте................ 38
Заключение………………………………………………………………….. 48
Список использованных источников……………………………………… 54
Приложение А Анкетный опросник...................................................... 61
Приложение Б Методика неоконченных предложений...................... 65
Приложение В Программа тренинга «Эмоциональный интеллект».. 66
Приложение Г Программа тренинга «Развитие коммуникативных навыков»........................................................................ 67
1 Журавель, В.П. Влияние индивидуально-типологических особенностей студента на его личностные установки в конфликте / В.П. Журавель, Г.П. Рогочая // ⅩⅠ Столыпинские чтения. Молодёжь ⅩⅩⅠ века: роль высшей школы в инновационном развитии России. - Краснодар. - 2022. - С. 97-100.
2 Абраменко, Е.В. Исследование стрессоустойчивости и конфликтности в контексте психологической безопасности студента / Е.В. Абраменко, Е.Г. Ефимов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №3. - С. 89-92.
3 Шамина, А.К. Конфликт как педагогическая проблема / Шамина, А.К. // Бюллетень науки и практики. 2018. - Т.4. №1. - С. 1-6.
4 Бухарова, Е.А. Психологический аспект теоретических концепций в конфликтологии / Е.А. Бухарова, В.А. Стифуткина // Проблемы теории и практики современной психологии. 2018. С. 415-418.
5 Сапужак, И.П. Типология социальных конфликтов / И.П. Сапужак // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2019. - N 1. - С. 44-50.
6 Демец, Е.Г. Взаимосвязь особенностей темперамента и стратегии поведения студентов в ситуации межличностного конфликта/ Демец, Е.Г., Мещерякова, И.Н. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №3. -С. 305-310.
7 Иванова, С.П. Проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации / Иванова, С.П., Хлопков, А.Ю. // Бюллетень науки и практики. - 2021. - Т.7 №8. - С 325-328.
8 Травина, О.А. Роль психологической готовности к разрешению межличностных конфликтов / Травина, О.А. // Социально гуманитарные знания. - 2015. - №2. - С. 24-29.
9 Комалова, Л.Р. Межличностная коммуникация: от конфликта к консенсусу / Комалова, Л.Р. // Межличностная коммуникация: от конфликта к консенсусу. - 2016. - С. 20-22. - 180 С.
10 Молчанова, Н.В. Особенности проявления повденческой активности в межличностном конфликте / Молчанова, Н.В. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т.4. №1(13). - С. 51-55.
11 Коломиец, О.В. Анализ теоретических подходов к определению социальных установок в зарубежной и отечественной психологии / О.В. Коломиец, А.И. Марченко // Научные труды КубГТУ. - 2017. - N6. - С. 126-132.
12 Адыкулов, А.А. Неосознаваемая установка как бессознательная психологическая детерминанта в школьном возрасте / А.А. Адыкулов // Бюллетень науки и практики. - 2020. - N 3. - С. 462-473.
13 Демидова, Л.И. Индивидуальные особенности студентов - бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016. / отв.ред. Е.Л. Сорокина . - Новосибирск: изд-во Сибирский инстиут практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - 171 с.
14 Демидова, Л.И. Конфликты в учебной деятельности студентов вуза / Л.И. Демидова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Нацка и социум». - 2020. - С. 70-73.
15 Митяева, А.М. Индивидуализация учебной деятельности студентов в образовательном процессе вуза / А.М. Митяева // Орёл. - 2014.
Группе, которая объединена общими целями и задачами, будет проще приходить к единству мнений и действий.
Однако, как бы ни были важны социальные факторы, порождающие групповую динамику, индивидуально личностные факторы являются тем катализатором, который может либо объединить группу, либо значительно разобщить её. Многие исследователи обозначают данный фактор как один из важнейших при возникновении споров [44].
Так, например, исследователь М.М. Кашапов отмечает, что чаще всего именно личностные качества человека вызывают наибольшую конфронтацию, чем сама конфликтная ситуация [42].
К личностным качествам усложняющим протекание конфликтного взаимодействия можно отнести: плохую саморегуляцию эмоций, неадекватную самооценку, отсутствие коммуникативных способностей, агрессивность, повышенную тревожность, косность мышления, невосприимчивость к новому и многое другое [43].