Специфика образа «маленького человека» в русской литературе xix-начале xx веков
ВВЕДЕНИЕ
Определение «маленький человек» служит для обозначения литературных персонажей, относящихся к эпохе реализма и занимающих достаточно низкое социальное положение: мелких чиновников, обедневших дворян и мещан. С демократизацией общественного устройства тип и проблема «маленького человека» в литературе становились всё более актуальными. Исследователи, занимающиеся творчеством А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, ранними произведениями Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, посвященным данной проблеме, не могли обойти стороной мелкого служащего, к которому так несправедлива жизнь, но только во второй половине 20 века термин «маленький человек» стал тождественен понятию «мелкий чиновник».
В 19- начале 20 века это определение трактовалось очень широко. В традиционном литературоведении «маленький человек» - это, в первую очередь, чиновник периода правления Николая I.
Оглавление
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие «маленький человек»............................................................1.1.История возникновения и характер понятия «маленький человек» в русской литературе..........................................................................................
1.2.История возникновения и характер понятия «маленький человек» в зарубежной литературе ..................................................................................
Глава 2. Образ «маленького человека» в литературе XIX века.....................
2.1. Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»....................................................................................................
2.2. Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»............
Глава 3. Образ «маленького человека» в литературе XX века .....................
3.1.Образ «маленького человека» в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»..........................................................................................................
3.2. Образ «маленького человека» в рассказах М. М. Зощенко «Кризис», «Лимонад», «Беда» и «Больные»....................................................................Заключение.........................................................................................................
Источники.........................................................................................................
Литература........................................................................................................
1. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений. В 8 томах / Н. В. Гоголь ; под ред. В. Р. Щербины. – Москва : Правда, 1984. – 400 с. Текст: непосредственный.
2. Зощенко , М. М. Избранное: рассказы./ М. М. Зощенко – Москва: ЭКСМО-пресс,1999. – 800 с. – Текст : непосредственный.
3. Куприн, А. И. Повести и рассказы / А. И. Куприн. – Москва : Художественная литература; Классики и современники, 1986. – 335 с. – Текст : непосредственный.
4. Куприн, А. И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. Произведения 1917-1929 гг. / А.И. Куприн. – Москва: Художественная литература, 1995. – 500 с. – Текст : непосредственный.
5. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений. В 10 т. / А. С. Пушкин. – Москва : Изд-во АН СССР, 1957. – 5 Т. – 258 с. – Текст : непосредственный.
6. Пушкин, А. С. Повести Белкина / А. С. Пушкин. – Издательство : Азбука, 2008. – 315 с. – Текст : непосредственный.
Самсон Вырин, поначалу, не казался таким человеком, но потом он опустил руки, прекратил попытки вернуть свою дочь. Главную роль в этом сыграло то, что Дуня ушла к мужчине, который занимал более высокое положение в обществе. Мужчина, находившийся выше по должности, чем ее отец. Именно поэтому начальнику станции было так трудно тягаться с Минским, ведь он был не только богаче, общественное положение офицера Минского было более благополучным, поэтому Самсон Вырин чувствовал себя неспособным бороться с таким соперником, может быть, он даже считал не вправе это делать. Вырин преследовал цель, которая заключалась в возвращении его дочери домой, чтобы она была в "безопасности", по мнению отца, а ее желания героя почти волновали.