Государственная поддержка социально уязвимых категорий граждан в республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Государственная поддержка социально уязвимых категорий граждан является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной поддержки защиты социально уязвимых слоев населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Для Республики Беларусь вопрос поддержки социально уязвимых категорий граждан, политики социальных гарантий и защиты, механизмов регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции наше государство имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН9
1.1 Содержание, принципы и механизмы государственной поддержки социально уязвимых категорий граждан9
1.2 Правовое регулирование системы социальной поддержки в Республике Беларусь20
1.3 Зарубежный опыт функционирования системы социальной поддержки различных категорий граждан31
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ40
2.1 Анализ состояния действующей системы социальной защиты Республики Беларусь40
2.2 Основные направления реализации системы государственной поддержки граждан на примере Мозырского района57
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН63
3.1 Совершенствование механизма управления системой социальной защиты населения в Республике Беларусь63
3.2 Перспективные направления повышения эффективности системы социальной защиты населения в Республике Беларусь71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ88
ПРИЛОЖЕНИЯ92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агеева, Е.В. Социальное страхование в схемах, таблицах, определениях: учеб. пособие / Е.В. Агеева, М.Н. Степанова. – Иркутск: НИ БГУ, 2020. – 114 с.
Агеева, Е.В. Управление социальными рисками: учеб. пособие / Е.В. Агеева, Э.А. Беженцева. – Иркутск: НИ БГУ, 2017. – 106 с.
Аймакова, П.М. Зарубежный опыт социального обеспечения населения / П.М. Аймакова // Актуальные исследования. – 2020. –№22 (25). – С. 127-130.
Бессчетнова, О.В. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник / О.В. Бессчетнова. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
Бенин, В.Л. Экономика социальной сферы: учебное пособие / В.Л. Бенин, А.А. Попова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 216 с.
Горин, А.Е. Риск-управление в современном социуме / А.Е. Горин // Материалы межвузовской конференции по социологии и социологии управления: Сборник научных трудов. – М.: «Спутник+», 2009. – С. 98-103.
Государственная социальная защита в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа https://mintrud.gov.by/ru/soc-zashita-ru/. – Дата доступа: 28.02.2023.
Демографическая и социальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/. – Дата доступа: 24.03.2023.
Доклад о социальной защите в мире в 2017–2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения Целей в области устойчивого развития / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – М.: МОТ, 2018. – 490 с.
Елисеева, Е.А. Социальная политика в странах Западной Европы: монография / Е.А. Елисеева. – СПб.: СПУУЭ, 2015. – 244 с.
Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие / И.А. Потапова, И.А. Сорокина. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2022. – 316 с.
Конвенция Международной Организации Труда № 102 о
Базой для системы стало недопущение снижения дохода населения ниже определенного уровня. Здесь важно, что государство стимулирует производителей и сферу торговлю в поддержании определенного уровня цен, а население – дотациями для реализации комфортной жизни [3, с. 128].
Страны, применяющие одну и ту же систему, могут отличаться друг от друга, однако социальное обеспечение по большей части зависит сильнее от развития самих стран. Поэтому в Западной Европе уровень обеспечения достаточно схожий. На практике страны руководствуются принципами социального обеспечения:
доступность – социальное обеспечение должно быть доступным, простым в применении и использовании для нуждающихся граждан;
всеобщность – социальное обеспечение обязано распространятся на всех жителей страны, без каких-либо ограничений;