Взаимосвязь темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров
Введение
Актуальность темы исследования определяется потребностями психологии и психологической практики в разработке проблемы к самоконтролю, ее необходимостью изучения свойств личности и темперамента, определяющих самоконтроль в творческой деятельности. Анализ изучения проблемы говорит о том, что в данный момент отсутствуют данные о самоконтроле в структуре профессиональной деятельности танцоров.
Творческая работа, такая как профессиональные танцы, характеризуется высоким уровнем требований, предъявляемых к психике танцора, для осуществления ее целей приходится испытывать нагрузки, которые требуют высокого самоконтроля, и преодолевать широкий спектр влияющих на нее стрессовых факторов как внутреннего, так и внешнего характера.
Выход на сцену для профессиональных танцоров - это ответственный момент и цель его творческой и трудовой деятельности, что может оказывать большое эмоциональное давление. Но успех на сцене зависит не только от уровня профессиональных навыков танцоров.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования взаимосвязи темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров…………………………………………………………………………...7
1.1 Теоретический анализ самоконтроля в научной психологической литературе…………………………………………………………………………7
1.2 Изучение темперамента в трудах ученых-психологов………………………………………………………………………..10
1.3 Взаимосвязь темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров……………………………………………………13
Глава 2 Организация исследования взаимосвязи темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров…………………….16
2.1.Характеристика выборки ………………………………………………..….16
2.2. Характеристика этапов исследования …………………………………….18
2.3 Характеристика методов и методик исследования………………………..19
Глава 3 Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров ……………………...………………………………...…………………………22
3.1.Диагностика типов темперамента у девушек, профессиональных танцоров……………...………………......……………………………………..22
3.2 Диагностика самоконтроля у девушек, профессиональных танцоров ……………………………………………………………………………………24
3.3 Корреляционный анализ взаимосвязи темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров……………………………………….28
Выводы…………………………………………………………..…....…..…….31
Заключение……………………………………………………...……..………..33
Рекомендации………………………………………………………………......34
Список использованных источников…………………………………………36
Приложения……………………………………………………………….....38
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – [Текст] /М.: Академия, 1999. – 267 с.
2. Бабицкая, Э. С. Взаимосвязь стрессоустойчивости личности с типом темперамента и самооценкой / Э. С. Бабицкая, В. А. Василевская, И. В. Каминская ; науч. рук. Т. В. Шершнёва // Современные технологии и образование : международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2020 г. : в 2 ч. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://rep.bntu.by/handle/data/84919
3. Белов А.Н. Формула темперамента [Электронный ресурс] Режим доступа : http://testoteka.narod.ru/lichn/1/39.html
4. Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. -1981. т. 2. № 1, 45-55 с.
5. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – изд-е 2-е, испр. и дополн. – Москва : Academia. – 2018. – 299 с.
6. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст]: учебник / Н.С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. — 288 с.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда: [Текст] Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 101 – 102 с.
8. Ковалев, А. Г., Мясищев, В. Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий/ - М., 1982. - 167 с.
9. Кутбиддинова Р.А. Исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента личности [Электронный ресурс] Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-
10. Леви, Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. – М.: Медицина, 1970. – 328 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] / Учебник для студ. Вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
12. Немов, Р. С. Психология в трех книгах [Текст]: Учеб. Для студ.: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. 277-281 с.
13. Родионов, A.B. Психология спорта высших достижений / A.B. Родионов // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. –308-320 С.
14. Рубштейн, Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта / Н.В. Рубштейн. – М., 2002. – 138с.
15. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. С 345
16. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. – Махачкала: Юпитер, 2002. – 386с.
17. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. - СПб.: Сова, 2006. - 671 с.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. -Ростов на Дону: Феникс, 1997. -214C.
19. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. 3. Чудновский. - М.: Знание, 1986. - 80с.
20. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
Исходя из анализа литературы, мы можем сделать выводы, что ранее по теме «взаимосвязь темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров» исследования не проводились.
Глава 2 Организация исследования взаимосвязи темперамента с самоконтролем у девушек, профессиональных танцоров
2.1.Характеристика выборки
Эмпирическое исследование было проведено в мае 2023 года на базе танцевальной школы города Новокузнецк.
В исследовании приняли участие 20 девушек профессиональных танцоров в возрасте от 20 до 25 лет (Рисунок 1):
Рисунок 1-Возраст респондентов
Все испытуемые на момент исследования получали высшее или среднее специальное образование.
Все испытуемые являются сотрудниками танцевальной школы города Новокузнецк.
Стаж танцевальной практики испытуемых варьирован в диапазоне от 1 до 7 полных лет. Средний по выборке стаж практики –4 года.
Стаж работы респондентов (рисунок 2):