Особенности иррациональных установок личности у современной молодежи возможности их коррекции.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ситуация неопределенности и военное время - это реалии современности. Этот факт требует от человека навыка рационального осмысления событий. Каждый человек видит происходящее через собственные фильтры восприятия реальности – установки. Так устроена нервная система – мы видим то, на что сами настроились. Не всегда установки рациональны. Иррациональные установки формируют ложное представление о событиях, вызывают негативные эмоции и как результат - необдуманные действия. В современном мире изучение иррациональных установок личности и способов их коррекции представляют особый интерес, поскольку эти знания дают возможность настраивать свое восприятие так, чтобы открыто и объективно относится к неопределенности и новому опыту и, как следствие, конструктивно оценивать события, адекватно на них реагировать. Изучение иррациональных установок и их корректировка являются основой психологической безопасности личности, ее развития и благополучия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. Теоретико-методологические основания изучения установок личности7
1.1 Подходы к определению и изучению установок.7
1.2 Иррациональные установки как категория исследования13
1.3 Обзор методов коррекции иррациональных установок17
2 Исследование иррациональных установок личности у современной молодежи23
2.1 Организация исследования23
2.2 Констатирующий этап: анализ и интерпретация первичной диагностики30
2.3 Обучающий курс как процедура формирующего воздействия на экспериментальную группу43
2.4 Контрольный этап: анализ и интерпретация вторичной диагностики45
3 Аналитико-терапевтическая модель коррекции иррациональных установок51
3.1 Патентная аналитика и предпосылки создания аналитико-терапевтической модели коррекции иррациональных установок51
3.2 Структура аналитико-терапевтической модели коррекции иррациональных установок и практические рекомендации по ее применению55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики диагностики иррациональных установок А. Эллиса.71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики диагностики негативной коммуникативной установки В. В. Бойко74
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк методики диагностики комплекса неполноценности, авторы - Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бланк опросника С. Эпстайна “Рациональный–Опытный”78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты проверки полученных данных на нормальность распределения (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова)84
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Сравнительный анализ с применением Н-критерия Крускала-Уоллиса87
ПРИЛОЖЕНИЕ И Результаты корреляционного анализа с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена88
ПРИЛОЖЕНИЕ К Описательная статистика результатов диагностики97
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Результаты сравнительного анализа с применением Т-критерия Вилкоксона100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеев П.С. Понятие, функции и виды убеждений // Психология, социология и педагогика, 2014. – URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4058 (дата обращения: 09.04.2023).
Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., МГУ, 1979. – 150 с.
Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. – М., Аспект-Пресс, 2000 – с. 377.
Асмус В.Ф. Логика / В.Ф. Асмус. – М.: URSS, 2021 - 392 с.
Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. – Т. 5. – № 3. – С. 152-162.
Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен; с предисловием Д. Ковпака; перевод с англ. С. Комаров. - СПб: Питер, 2019. – 447 с.
Бек Дж. Когнитивная терапия: полное рук. / Дж. Бек. – Вильямс, 2006. – 400 с.
Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании / Т. Е. Васильева. – М.: МГУ, 1988. – 43 с.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук / М. Г. Голубева. – Астрахань, 2016. – 191 с.
Грей Д. Лиминальное мышление. Как перейти границы своих убеждений/ Д. Грей. – М. : Манн, Иванов и Вербер, 2017. – 216 с.
Дуэк К.Гибкое сознание / К. Дуэк. – М. : Манн, Иванов и Вербер, 2018. – 380 с.
Ежов Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, – 2013. – 314 с.
Зайцева О.И. Использование когнитивной ориентации при измерении социальной установки студента вуза на профессиональную мотивацию / О. И. Зайцева // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвящённый памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. – М.: НИУ ВШЭ,
Формирование экспериментальной выборки (15 человек).
Разработка и проведение обучающего курса «Установки и практическая рациональность», апробация аналитико-терапевтической модели для коррекции иррациональных установок у участников экспериментальной группы.
Проведение контрольного эксперимента: диагностика иррациональных установок на расширенной выборке и на экспериментальной выборке (расчет достоверных положительных сдвигов с использованием Т-критерия Вилкоксона).
Формулировка выводов исследования и практических рекомендаций.
Расчеты осуществлялись в программе SPSS Statistics 23.0, обработка результатов анализа при помощи Microsoft Office Excel.
2.2 Констатирующий этап: анализ и интерпретация первичной диагностикиЦель констатирующего эксперимента – первичная диагностика испытуемых. На данном этапе работы были выявлены преобладающие типы иррациональных установок личности современной молодежи по общей выборке