Развитие мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день проблема развития мотивации учения в младшем подростковом возрасте является актуальной и социально значимой. Для полноценной жизни человека обучение в школе является необходимым и обязательным условием. Желание и активность человека являются ключевыми факторами для усвоения социального опыта. Поэтому для родителей и учителей, работающих с детьми, важно, чтобы дети проявляли желание учиться при поступлении в школу.
Развитие и мотивация являются взаимосвязанными аспектами воспитания личности студента. Исследование мотивации необходимо для определения ее текущего уровня, а также перспектив развития в ближайшем будущем. Каждый студент имеет свою индивидуальную зону ближайшего развития мотивации.
Развитие мотивационной сферы у обучающегося играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований заставляет его проявлять активность
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………... 6
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………… 6
1.2 Психологическая характеристика младшего подросткового возраста………………………………………………………………………. 12
1.3 Средства развития учебной мотивации в младшем подростковом возрасте………………………………………………………………………. 25
Выводы по главе 1…………………………………………………………...33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………….. 36
2.1 Определение диагностического инструментария……………………………………………………... 36
2.2 Констатирующий эксперимент………………………….. 41
2.3 Реализация комплекса занятий по повышению мотивации в учебной деятельности в младшем подростковом возрасте………………………………………………………………………. 44
2.4 Контрольный эксперимент и анализ его результатов………………… 57
Вывод по главе 2……………………………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 70
В отечественной и зарубежной психологии проблема мотивации остается актуальной. Это связано, с одной стороны, с необходимостью внедрения психологических исследований в практику и выходом к реальному поведению человека и его регуляции. Для этого требуется реальное познание закономерностей человека, особенно в отношении их реализации. С другой стороны, возникла необходимость раскрытия связей между внутренними мотивационными тенденциями человека и социальной детерминацией его психики. Процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, называется учебной мотивацией. Эта система состоит из мотивов, целей, реакций на неудачу, настойчивости и установок ученика. Учебная мотивация является сложной и комплексной системой. [1].
Хамедова Г.Н. предполагает, что «…учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения к учебной деятельности для достижения образовательных целей…». [4]
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.
Наиболее полно разработанной и доведенной до завершения, является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, предложенная А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории, выделяются две ведущие группы мотивов: смыслообразующие и мотивы-стимулы. [27]
Леонтьев писал: «…одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами… Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью…». [27]
и это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости. [8]
В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе. [8]
Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным. [19]
Таким образом, социальная ситуация раз