Философия любви в творчестве И.С.Тургенева
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Тема любви традиционно является одной из главных тем в классической литературе: нет такого художника, для которого она не была бы актуальной. Как известно, совершенно особое место и значение эта тема имеет для И.С. Тургенева, в творчестве которого она становится главным концептом и лейтмотивом.
И.С. Тургенев в своих классических образах сказал новое художественное слово о любви, показав в традиционной литературной теме неизвестные прежде нюансы и обертоны.
Любовь у Тургенева - это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти. Любовь для него - едва ли не единственное, в чѐм человеческая личность находит своѐ высшее утверждение. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» [13, с. 57]. Для Тургенева существует только любовь- жертва, любовь - «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Любовь-наслаждение отвергается им.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Жизнь и творчество И.С. Тургенева: основные проблемы изучения
................................................................................................................................... 8
1.1 Биографические истоки главной темы И.С. Тургенева 8
1.2 Художественный концепт любви в интерпретации исследователей 12
1.3 Любовь как циклообразующий сюжетный мотив повестей 1850-х гг. 17
ГЛАВА 2. Сюжетная, жанровая и стилевая функции любви в произведениях И.С. Тургенева 30
2.1 Философский аспект темы любви в повести «Первая любовь» 30
2.2 Сюжетная функция образа Лизы Калитиной в романе «Дворянское
гнездо» 31
2.3 Эпическое начало в романе «Отцы и дети» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
СПИСОК
Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т.6: Первая любовь: повесть / И.С. Тургенев – М.: Наука, 1978.Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т.6: Дворянское гнездо: роман / И.С. Тургенев – М.: Наука, 1978.Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т.7: Отцы и дети: роман / И.С. Тургенев – М.: Наука, 1978.Аскерова, Ж.И. Философия любви И.С. Тургенева / Ж.И. Аскерова Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1992.
Бельская, А. А. Музыкальный код романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» / А. А. Бельская // Ученые записки ОГУ. — 2018. — № 3 (80). — C. 80-88.
Беляева, И.А. Проблематика и поэтика повести И.С. Тургенева «Ася» / И.А. Беляева // Русский язык и литература для школьников. М.: Школьная пресса, 2007. - № 6. - С.2-10.
Беляева, И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева / И.А. Беляева. -М.: МГПУ, 2005.
Бялый, Г.А. Русский реализм от Тургенева к Чехову / Г.А. Бялый. — Л.: Советский писатель, 1990.
Винникова, Г.Э. Тургенев и Россия / Г.Э. Винникова. — Москва: Советская Россия, 1977.
Головченко, Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов русской классической литературы / Г.А. Головченко // Язык. Словесность. Культура. — 2013. — № 6. — C. 89-104.
Голубков, В.В. Художественное мастерство Тургенева: Пособие для учителя / В.В. Голубков. — М.: Учпедгиз, 1960.
Житова, В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева / В.Н. Житова. — М.: Гелеос, 2016.
Зельцер, Л.З. Особенности образа и композиции в романе Тургенева
«Дворянское гнездо» / Л.З. Зельцер // Межвузовский сборник. — 1984. — C. 122-136.
Иссова, Л.Н. Романы И.С. Тургенева. Современные проблемы изучения / Л.Н. Иссова. — Калининград: Калининградский государственный университет, 1999.
Конышев, Е.М. К вопросу о соотношении гуманистических и христианских традиций в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» / Е.М. Конышев // Спасский вестник. — 2017. — № 25. — C. с. 7.
В финале взвешенная и осторожная оценка героя звучит из уст Лежнева: «сам он [Рудин] не мелкий человек».
В эпилоге же в ответ на самохарактеристику Рудина, обращающегося к Лежневу: «я всегда в глазах твоих был пустым человеком», Михайло Михайлыч искренне возражает: «Ты /.../ был всегда загадкой. /.../ Сил в тебе так много, стремление к идеалу такое неутомимое...» и заключает: «доброе слово – тоже дело». Однако многое переживший Рудин скорбно пророчествует: «А кончу я скверно». Развертывание содержания этого эпитета осуществлено в последней сцене эпилога романа – в сцене гибели Рудина в 1848 году на французских баррикадах. Иными словами, понимание «скверного» конца отмечено многоплановостью его толкования как в политике, так и в нравственно – духовной сфере.