Топос Индии в романе Редьярда Киплинга «Ким» и рассказах(«Без благословления церкви», «Лиспет», «За чертой»)»
ВВЕДЕНИЕ
Представленная ВКР рассматривает топос Индии в новеллах и романе «Ким» Р. Кипинга. Главный интерес писателя составляют англо-индийское общество, а также сама Индия с ее природой, древней культурой, обычаями и нравами разнообразных народов, населяющих ее. Так читатель получил возможность ознакомиться с новой территорией - «чужой» мир далекой колонии, включенный в территориальное пространство Британии. Главное внимание Р. Киплинг обращает не только на Индию, но и на жизнь английских колонистов, которые в суровых, а порой и весьма драматичных обстоятельствах войн, изматывающей жары, сезонных эпидемий и тягот военных будней несли службу «солдат империи».
Восток и Запад, взаимоотношения двух типов культур и мировоззрений в произведениях Р. Киплинга показаны через образы простых людей, обывателей. Проза писателя внесла в английскую и мировую литературу не только новую тему, способную вызвать интерес своей экзотичностью, но и ее трактовку.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………..……………………………………………………….3-8
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ Р.КИПЛИНГА…………….....9-21
Неоромантические взгляды Р.Киплинга………………………………9-13
Тема Востока в творчестве писателя………………………………….14-21
ГЛАВА 2 ТОПОС ИНДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Р. КИПЛИНГА…..……..….21-48
«Индийская»новелла в системе малой прозы Р. Киплинга…………21-34
Поэтика романа «Ким»……………………………………..……...….34-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………. ……………..……………………49-51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....52-56
Список использованных источников и литературы I
Киплинг, Р. Собрание сочинений: в 6 т. (пер. с англ.) / Р. Киплинг. - М.: Терра, 1996. - Т. 1. -607 с.
Киплинг, Р. Собрание сочинений: в 6 т. (пер. с англ.) / Р. Киплинг. - М.: Терра, 1996. -Т. 5.-463 с.
Киплинг, Р. Собрание сочинений: в 3 т. (пер. с англ.) / Р. Киплинг. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000. - Т. 1. - 528 с.
Киплинг Р. Ким. (пер. с англ.)/Р. Киплинг. – М.: ООО «Время», 2018. -424 с.
Киплинг, Р. Сочинения / Р. Киплинг. - М.: Кн. палата, 2001. - 1152 с.
Киплинг, Р. Восток есть Восток: рассказы, путевые заметки, стихи (пер. с англ.) / Р. Киплинг / сост. и вступ. ст. Е. Гениевой. - М.: Худож. лит., 1991. — 462 с.
Киплинг, Р. Стихотворения. Книги джунглей. Рассказы (пер. с англ.) / Р. Киплинг. - М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство ACT», 2004.- 1037 с.
Киплинг, Р. Кое-что о себе самом (Автобиография) / Р. Киплинг // Заветные острова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 261-3 71.
Киплинг Р. На пороге дальнего Востока. ..II От моря до моря. Москва, 1983. С. 38-39.
II
Анисимов, И. И. История английской литературы / Анисимов И.И., Елистратова А.А. - М., 1958 C. 256-278
Асверинцев С. С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, M.JI. Андреев, M.JI. Гаспаров [и др.] // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-37.
Атарова, К. В поисках ключей к загадке Киплинга / К. Атарова // Соб¬рание сочинений: в 3 т. / Р. Киплинг. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000. - Т. 1.-С. 5-12.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.:Искусство, 1979. - 422 с.
Бен, Г. Е. Неореализм / Г.Е. Бен // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1968. - Т. 5. - Стлб. 233-235.
Бунин, И. А. Куприн / И.А. Бунин // Собрание сочинений: в 9 т.- М.: Худож. лит., 1967. - Т. 9. - С. 393.
Это, в частности, проявилось в его оценке древнеиндийских литературных памятников. Также Р. Киплингу, несомненно, были свойственны некоторые традиционные западные стереотипы при оценке туземцев. Ярче всего эти стереотипы проявлялись в его отношении не к индийцам, а к другим азиатским народам. Также это переплеталось с его сословными предрассудками и презрительным отношением к «черни», независимо от цвета кожи.
Таким образом, творчество писателя представляет собой сложный комплекс взаимодействия философско-мировоззренческих, эстетических и социально- политических принципов, которые в той или иной степени находят воплощение в идейно-тематическом и поэтологическом аспектах произведений.