Развитие физических качеств у школьников с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн. Детей инвалидов до 18 лет в РФ насчитывается 655 000, что составляет 5,6 % от общего числа инвалидов.(сайт Коммерсантъ от 05.05.2018) https:// HYPERLINK "http://www.kommersant.ru/doc/3622120)" \h www.kommersant.ru/doc/3622120)
При реализации задачи развития двигательных возможностей в процессе физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта педагог должен обладать особыми образовательными навыками и умениями. По мнению Дворкиной Н.И., Дворкина Л.С., Попова А.И. (2017), это связано с реализацией качества жизни инвалидов, появлением новых смыслов и актуализацией содержания, включающего побуждения, переживания, ощущения и отношения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Детская инвалидность в России 7
1.2. Классификация нарушений интеллекта. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 10
1.3. Специальное образование детей с нарушениями интеллекта 15
1.4. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями
.............................................................................................................................. 17
1.5. Роль подвижных игр в развитии детей с нарушением интеллекта 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
2.3. Описание экспериментальной методики 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Результаты анализа медицинских карт 37
3.2. Анализ физической подготовленности школьников в начале эксперимента 37
3.3. Анализ физической подготовленности школьников по окончанию эксперимента 40
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астафьев Н. В. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников [Текст]/ Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. — Омск, 1997.-240 с.
Бекмансуров Х.А. Паспорт здоровья: мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников [Текст]/ Х.А. Бекмансуров.- М.: Принт-Мастер, 2007. -248 с.
Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта [Текст] // Адаптивная физическая культура, Выпуск:2 (50) 2012.- С.35-36.
Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Д.Д.Березкин // Адаптивная физическая культура. Выпуск:2 (50) 2012.- С.35-36.
Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению детей с ЗПР [Текст]/ Н.Ю. Борякова. - М., 2003. - 135 с.
Бутин И.М. Физическая культура в начальных классах. Библиотека учителя начальной школы. [Текст]/ И.М Бутин., Т.Н. Бутина-Леонтьева, С.М. Масленников.- М.: Владос-Пресс, 2000.- 176 с.
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст]/ Н. П. Вайзман. - М.: Мир, 1997.- 330 с.
Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов в процессе обучения физическим упражнениям [Текст]/ С.И Веневцев: Автореф. дис. к. пед. наук.- М:МГУ, 2000. - 22 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: Л.С. Выготский.- Т. 5. М.: Педагогика, 1983 - 367 с.
Дворкин Л.С. Формирование двигательной активности школьников младших классов с нарушениями интеллекта как эффективное средство повышения их физической подготовленности. [Текст]/ Л.С Дворкин, Я.А. Никитина //Культура физическая и здоровье. - №2, 2018 .- С.26-28.
Дворкина Н.И. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности [Текст] / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 5-8.
Авторы доказывают, что при этом усиливается терапевтический эффект и возрастает благоприятный эффект воздействия на функции психомоторики.
Улучшается деятельность соматосенсорных систем, что приводит к эффективности процессов адаптации, реабилитации и оздоровления.
Е.С. Черник (1997) указывает на то, что у умственно отсталых детей фиксирована слабость процессов внутреннего торможения. В работе
«Физическая культура в специальном образовании» A.A. Дмитриева (1987) обосновывается утверждение, что именно слабость функционирования высших уровней регуляции действий определяет специфические характеристики моторики у данной категории детей.
В цитируемой работе автором приводится собственная классификация нарушений физического развития детей с умственной отсталостью, базирующаяся на системном подходе к классификации основных поражений двигательной сферы.