Психолого-педагогические условия развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Психологическая наука и психолого-педагогическая диагностика все больше входят в повседневную практику людей, как связанных с педагогической деятельностью напрямую, - воспитателей, дефектологов, учителей, педагогов-психологов, так и имеющих к ней косвенное отношение, - родителей, специалистов по работе с людьми.
Рост психологической грамотности в обществе приводит к тому, что интерес к знаниям в области дошкольной психологии и потребность в развитии психолого-педагогической компетентности оказываются весьма высокими [22].
Дошкольный возраст являются значительным периодом в становлении человека как личности. Именно в это время у ребенка закладываются все основные качества личности и раскрываются ее способности. Память является основой психической жизни личности, в том числе и той, что развивается в зрительной депривации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………..
1.1 Психологические основы развития памяти у дошкольников с нарушением зрения……………………………………………………………………….
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития памяти у дошкольников с нарушением зрения………………………………………….
1.3 Психолого-педагогические условия развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………..
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………….
2.1 Изучение уровня развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения
2.2 Анализ и обработка результатов исследования…………………………..
2.3 Апробация психолого-педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения……………………………………………………
2.4 Динамика развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2000. - С.506-518.
2. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. - Разд. 2. - Гл. 2. - С.164-256.
3. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - М.: СПб: Питер, 2001. - 288с.
4. Божович, Л.И. Проблема формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», Юрайт, 2002. – 336с.
9. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие / Н.Ю. Дмитриева. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019. - 127 c. - ISBN 978-5-9758-1808-9. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/81074.html (дата обращения: 26.04.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
10. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / М.К. Акимова, И.В. Дубровина: Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303с.
11. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
12. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко. – М.: Педагогика, 1997. – С.465-474.
Трудности появляются так же при выделении главных и второстепенных признаков предмета. В результате этого, ребенок запоминает и повторяет материал лишь по отдельным характерным признакам объекта, чаще не существенным.
Так же отмечаются трудности в оценке пространственного местоположения предметов. Наиболее часто встречающееся заболевание у дошкольников - это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.
При создании коррекционно-развивающей среды учитываются:
1. Структура первичного нарушения и проблемы, начинающиеся у детей при взаимодействии и ориентации с окружением;
2. Обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть, в учреждениях создаются такие условия, чтобы была взаимосвязь лечебно - восстановительной работы и с задачами коррекционно - компенсаторной работы.