Особенности профессионального благополучия и выгорания it специалистов
Введение
Тема профессионального благополучия и выгорания IT специалистов является очень актуальной и значимой в наше время, поскольку IT-индустрия продолжает расти и развиваться, и специалисты этой области работают с большим количеством информации и постоянно сталкиваются с новыми вызовами.
Несмотря на то, что IT-индустрия представляется в настоящее время одной из самых высокооплачиваемых и перспективных отраслей, работа в этой области связана с определенными рисками и вызовами, которые могут негативно сказаться на профессиональном благополучии и здоровье специалистов.
Одним из главных вызовов является необходимость постоянного обучения и развития. IT-индустрия развивается настолько быстро, что специалисты должны постоянно следить за последними технологическими тенденциями и учиться новым навыкам и технологиям. Это может привести к дополнительному стрессу и перегрузке, что, в свою очередь, может привести к выгоранию.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………….…….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы профессионального благополучия и выгорания…………………………………………………………………………………………….5
1.1. Профессиональное благополучие: понятие, модели, теории…............................5
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное благополучие личности…...................10
1.2.1. Профессиональное благополучие и личностные факторы…..………………..11
1.2.2. Профессиональное благополучие и организационные факторы…………...........14
1.3.Организационные вмешательства, направленные на повышение профессионального благополучия………………………………………….......................18
1.4.Профессиональное выгорание.......................................................................................24
1.4.1.Профессиональное выгорание и личностные факторы............................................25
1.5. Особенности профессионального выгорания IT специалистов………………........28
ГЛАВА2. Методы и организация исследования……………….……………………..31
Постановка проблемы: цель, задачи и гипотеза проблемы………………………….31
2.2.Описание выборки исследования…………………………....………………………..32
2.3. Методы и методики исследования…….……………………………………….....34
2.3.1. Методика оценки профессионального благополучия Березовской Р.А. и Рут Е.И.....35
2.3.2.Опросник профессионального выгорания (ПВ- IT) для специалистов IT……………….….36
2.3.3. Краткий пятифакторный опросник личности (TIPI-RU)…………………....….38
2.3.4. Тест на оценку стрессогенности профессионально-трудных ситуаций…............39
2.4. Процедура исследования………………………………………...39
2.4.1.Методы обработки и анализа данных………………….…………...……...40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их интерпретация…………………………41
3.1. Оценка стрессогенности типичных профессионально трудных ситуаций IT специалистов……………………………………………………..……………………41
3.2. Особенности профессионального благополучия IT специалистов мужчин и женщин…………………………………………………………………...41
3.3. Особенности профессионального выгорания IT специалистов мужчин и женщин…………………………………………………...…………………………………42
3.4.Личностные особенности IT специалистов……………………………….43
3.5.Особенности режима работы IT специалистов…………………………………..44
3.6. Взаимосвязь показателей профессионального благополучия, выгорания, организационных и личностных факторов (корреляционный и регрессионный анализ)………………………………………………………………………………....46
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………….54
Список использованных источников:
1. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. С. 2.
2. Бородкина Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – №. 28. – С. 31-34.
3. Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007
4. Вoдoпьянoвa, Н. Е. Прoфилaктикa и кoррекция cиндрoмa выгoрaния: метoдoлoгия, теoрия, прaктика. – CПб.: Изд-вo CПбГУ, 2011. – 169 c.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. 2-е изд: / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – СПб.: Питер, 2008 – 258 с.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. – 2013. – Вып. 4. – С. 17-28.
7. Водопьянова, НЕ, Гофман, ОО, Джумагулова, АФ, Амирбаева, АБ 2022, 'Мультифакторная детерминация синдрома выгорания и профессионального неблагополучия IT-специалистов', Работа представлена на Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты", Российская Федерация, 17/11/22.
8. Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2023. Т. 13. № 1. С. 117-144. DOI: 10.17323/2312-5942-2023-13-1-117-144
9. Заусенко, И.В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия [Текст] / И. В. Заусенко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №10 – С.191-197.
10. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога //Педагогическое образование в России. – 2013. – №. 1. – С. 94-101.
11. Рут, Е. И. Профессиональное благополучие сотрудников коммерческих организаций: критерии и методика оценки [Текст]: диссертация / Е. И. Рут. – 2016, 172 с.ч
12. Фесенко, П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? [Текст] / П. П. Фесенко // Журнал высшей школы экономики. Психология. – 2006.– Т.2. – № 4. –C. 132-138.
13. Чернобровкина, Светлана Владимировна. Профессиональные и личностные факторы психологического благополучия сотрудников в организации / С. В. Чернобровкина, Т. М. Мазура. // Вестник Омского университета. Серия: Психология . - 2021г. - № 1 - С.30-39.
14. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности. – Издательство" Научная книга", 2008
15. Agostini A., Masiero A. V., Kanan L. A. Assessment of Well-Being at Work of Information Technology Professionals //International Journal of Humanities and Social Science. – 2018. – Т. 8. – №. 6. doi:10.30845/ijhss.v8n6p6
16. Armon G., Shirom A., Melamed S. The big five personality factors as predictors of changes across time in burnout and its facets //Journal of personality. – 2012. – Т. 80. – №. 2. – С. 403-427. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2011.00731.x
17. Bakker, A. B., Oerlemans, W. G. M.Subjective well-being in organizations / A. B. Bakker, W. G. M. Oerlemans // Handbook of Positive Organizational Scholarship / K. Cameron, G. Spreitzer (Eds). – Oxford: Oxford University Press, 2011. – Р. 178–189.
18. Baldschun A. The Six Dimensions of Child Welfare Employees’ Occupational Well-Being / A. Baldschun // Nordic journal of working life studies. - 2014. - № 4 (4). - P. 69- 87.
19. Bianchi R., Manzano-García G., Rolland J. P. Is burnout primarily linked to work-situated factors? A relative weight analytic study //Frontiers in psychology. – 2021. – Т. 11. - С. 623912. DOI 10.3389/fpsyg.2020.623912
20. Biron, Caroline, Cary L. Cooper, and Frank W. Bond. Mediators and Moderators of Organizational Interventions to Prevent Occupational Stress// Cartwright S., Cooper C. L. (ed.). The Oxford handbook of organizational well-being. - Oxford Handbooks, 2008. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199211913.003.0018
21. Carmona C. et al. Do social comparison and coping styles play a role in the development of burnout? Cross‐sectional and longitudinal findings //Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2006. – Т. 79. – №. 1. – С. 85-99. https://doi.org/10.1348/096317905X40808
22. Colì E., Rissotto A. The pursuit of organizational well-being-an exploratory study in a public research agency //International Journal of Social Science and Humanity. – 2013. – Т. 3. – №. 2. – С. 186.
23. Cook S. L. S. Explaining burnout: A mixed method investigation of information technology workers : дис. – Capella University, 2006.
24. Cotton P. Occupational well-being and performance. A review of organizational health research/ P. Cotton, P.M. Hart // Australian Psychologist. – 2003. – № 38 (2). – P. 118-127.
Это исследовании заключалось в том, что его участники получали по 3,5 часа профессиональных коучинг сессий в течение 5-месячного периода. Результаты исследования показали, что у данных сотрудников было значительное снижение эмоционального истощения и общих симптомов выгорания, а также улучшения качества жизни и устойчивости в целом. Масштабы снижения показателей эмоционального истощения и общего выгорания были значительными и выше, чем при предыдущих вмешательствах, и, вероятно, привели к значимой разнице в частоте неблагоприятных исходов. Однако не было выявлено статистически значимого снижения деперсонализации. или улучшение удовлетворенности работой, вовлеченности или смысла в работе, подчеркивая реальность того, что коучинг, хотя и полезен, не заменяет организационные усилия по улучшению рабочей среды