Особенности адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в пятом классе, с разным типом темперамента

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Особенности адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в пятом классе, с разным типом темперамента. В работе рассматривается специфика взаимосвязи темперамента и адаптации пятиклассников к школе.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.09.2024
Объем файла
463 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования избранной темы определяется недостаточной теоретической разработанности проблемы и практическими нуждами формирования успешной социально-психологической адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в пятом классе с разными типами темперамента.
Разные свойства темперамента пятиклассников, а также сочетание этих свойств создают равные возможности для развития уровневых характеристик. Необходимость убедиться в том, что темперамент играет существенную роль во взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей адаптации пятиклассников, при переходе в среднее звено, подтверждается следующим:
Успешность учебной деятельности пятиклассников может оказаться независимой от особенностей темперамента только в тех случаях, когда условия развития достаточно разнообразны и не создают преимуществ для детей с конкретными типами темперамента. 

Содержание
Введение3
Глава 1 Теоретический анализ особенностей адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в пятом классе с разным типом темперамента7
1.1 Общая характеристика пятиклассников. Понятие адаптации и дезадаптации, уровни и особенности адаптации, связанные с переходом в среднее звено мальчиков и девочек 7
1.2 Понятие темперамента и его типы. ……………………...…………..…..18
1.3 Взаимосвязь темперамента и психической жизни человека24
Глава 2 Организация и методы исследования эмоционально-волевых характеристик младших школьников29
2.1 Методологические принципы исследования29
2.2 Организация и планирование исследования29
2.3 Характеристика испытуемых30
2.4 Характеристика методов и методик исследования30
Математико-статистические методы обработки данных33
Глава 3 Результаты эмпирического исследования адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в пятом классе с разным типом темперамента36
3.1 Результаты сравнительного анализа успешности построения отношений в 5 «А» и 5 «Б» классах мальчиков и девочек (социометрический тест) с разным типом темперамента 36
3.2 Результаты сравнительного анализа влияния темперамента на успешность учебной деятельности пятиклассников43
3.3 Анализ данных с помощью критерия Манна-Уитни по результатам проведенных исследований ……………………………………………..……...46
3.4 Результаты сравнительного и корреляционного анализа значений показателей по результатам проведенных исследований по формуле ранговой корреляции Спирмена52
Выводы57
Практические рекомендации59
Заключение67
Список литературы69
Приложения73

Список литературы

Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. -704с.
Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. О. Исакова и др. – М.: КСП +; СПб.: Ювента. 2009.
Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-2 изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.
Бадараев, Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе/ Д.Д. Бадараев// Вестник Бурятского государ-ственного университета. - 2009. - № 5. - С. 224-228
Бобнева М. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 2010.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Питер, 2012.
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. — М., «Академия», 2012.
Вернгер, Л.А. Психология / Л.А. Вернгер, В.С. Мухина.-М.:-2012.-378с.
Волков, Б.С. Психология подростка/Б.С. Волков .-М.:-2002.-266с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во «Смысл», 2019. 1136 с.
Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности/ Б.А. Вяткин.-М.:-2012.-320с.
Гущина К.А. Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения // Вопросы науки и образования. 2017. №6. С. 155-159.
Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2009.
Журнал «Актуальные исследования» 23(26), декабрь 2020
Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование, 2011г.
Золотовицкий, Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения// Личность. Культура. Общество/ Р.А. Золотовицкий.-М.: Т.4. Вып. 1-2., 2002.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2009 — №4.
 


Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. 
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения