собенности социально-психологической адаптации детей к обучению в начальной школе

Скачать диплом с рассмотрением адаптации первоклассников к школе в условиях гимназии и общеобразовательной школы.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.08.2024
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1200 руб.
1500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению.
Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.
Адаптация - (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕНЫХ К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие и сущность социально- психологической адаптации к школе6
1.2 Возрастные особенности младших школьников 10
1.3 Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 24
2.1 Организация и методы исследования24
2.2 Описание и обсуждение результатов эмпирического исследования29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. - 2000. - № 6.
Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.
Афанасьева Д.В. Адаптация детей начальных классов к школе //В сборнике: Социальный педагог - исследователь. сборник научных работ аспирантов и магистрантов. Москва, 2018. С. 14-19.
Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - М., 2000.
Безруких, М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М. 1991. просвещение, 1991
Беленкова Т.Я. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования //Проблемы и перспективы развития образования. материалы X Международной научной конференции. 2019. С. 45-56.
Битянова, М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998 г.
Битянова, М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г. 
Битянова, М.Г. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
Большой толковый психологический словарь: В 2Т: Пер. с англ. / Сост. Ребер А. - М.: Вече: АСТ, 2000. - Т.1: А-О; Т.2: П-Я.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М., 2003.
Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. - М., 1994.
 

 К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития [19].
Наибольший риск представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки).