Психологические особенности взаимоотношений родителей с детьми и их влияния на личностное развитие ребенка
Введение
Актуальность темы определяется тем, что дошкольный период развития ребенка, является наиважнейшим начальным этапом развития личности. Основы становления личности, как правило, закладываются в семье родителями в условиях семейного воспитания.
Именно в семье начинается первичная социализация ребенка и усвоение им всех необходимых норм и правил для существования в социуме.
В процессе ежедневных взаимоотношений и общения с близкими значимыми родителями и родственниками, ребенок сначала путем прямого наблюдения, а затем и посредством общения усваивает все необходимые нормативные правила общения с другими. Происходит становление его эмоциональной, волевой структуры личности, формируются различные мотивы, здоровые познавательные потребности и т.д.
Отношения родителей с детьми могут быть и теплыми гармоничными, но может быть и не гармоничное отношение родителей к ребенку. И в зависимости от качества этих отношений формируются различные личностные психологические особенности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. взаимоотношения родителей с детьми в семье как условие их психологического развития6
1.1 Семейное воспитание как основной фактор личностного развития детей старшего дошкольного возраста6
1.2. Психолого-педагогические основы гармоничных отношений родителей с детьми в условиях семейных взаимодействий10
1.3 Условия благоприятного развития ребенка в системе отношений с родителями16
Выводы по первой главе31
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей взаимоотношений родителей с детьми33
2.1 Организация исследования, обоснование диагностических методик33
2.2 Результаты исследования семейных отношений и личностного развития детей дошкольного возраста36
2.3 Статистический анализ взаимосвязи семейных отношений и личностного развития детей47
Выводы по второй главе50
Заключение55
Список использованных источников58
Приложения63
Список использованных источников
Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.
Андреенко, Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – М.: Молодой ученый, 2013 – С. 27-29.
Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 2005. 400 с.
Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 1988.- 46с.
Астапов, В.М. Тревожность у детей./В.М.Астапов.- М.: ПЕРСЭ, 2016. – 320с.
Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 1991.- №6.- с.155-164.
Бодалѐв, А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. 2015.- №1.- с.122-127.
Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.-280 с.
Большой психологический словарь/сост. И общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ МОСКВА, 2016. 320 с.
Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М., 2016. 146 c.
Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольника / М.Э. Вайнер. М.: Педагогическое общество России, 2016. 196 с.
Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012. 280 с.
Гозман, Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.
Голод, С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал.- 1995.- №6.- с.74-87.
Грюнвальд, Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2004.- 258с.
Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СИ 1999 № 1.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е
Формой взаимодействия является также вечер вопросов и ответов и организуется такое мероприятие, как правило, после опроса или диагностического среза и родителей, и детей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.
Не столь часто используются диспуты – коллективные размышления родителей и педагогов над проблемами воспитания. Они проходят в неформальной обстановке и сложность организации такого мероприятия состоит в необходимости тщательной методической подготовке по максимальному включению всех участников диспутов процесс организованного коллективного обсуждения.
Эффективной формой взаимодействия с родителями является и встречи с администрацией ДОУ, на которых администрация и коллектив знакомят родителей с нормативными документами, целями и задачами воспитания, своими локальными требованиями.