Коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Введение
В настоящее время проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умственной отсталостью(УО), остаётся достаточно актуальной. По статистическим данным, число таких детей за последние годы увеличилось на 20,2 %[46, с. 129].
В случае с умственной отсталостью, когда вопрос исследования самосознания приобретает наибольшую актуальность, так как развитие самосознания у детей с нарушением интеллекта считается сложным и длительным процессом. Это обуславливается тем, что все психические процессы, личностные качества, с которыми взаимосвязано самосознание, у детей с умственной отсталостью обладают некоторыми особенностями[23].
Самооценка является регулятором поведения человека, она определяет его отношение к себе и к другим людям, развивает критичное отношение к своим успехам и неудачам.
Исследованию самооценки младшего школьника посвящено большое количество работ, чаще всего экспериментальных.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………..7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……………………………………………..7
1.2. Особенности самосознания и самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………………………………………….13
1.3. Методы коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………………………………………………...18
Выводы…………………………………………………………………………..24
Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению особенностей коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……………………………………………………………………..26
2.1. Диагностика самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………………………………………………...26
2.2. Содержание формирующего этапа исследования по коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………………………………………………………………35
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………47
Выводы…………………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………...58
Рекомендации…………………………………………………………………...61
Список литературы…………………………………………………………….63
Список литературы
Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арттерапевт» .М. : Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. 115 с.
Архиреева Т.В. Структура образа я младшего школьника//Новые педагогические исследования: сборник научных статей. Великий Новгород: НРЦРО, 2000. 116 с.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития: монография. М.: УРАО, 2005. 147 с.
Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. М.:РАО; Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 236 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. М.: Просвещение, 1968. 454 с.
Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект//Вопросы психологии, 2006. с.116-125
Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.:АСТ, 2005. 263 с.
Бучкина И.П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.04; Санкт-Петербургский Государственный Университет. СПб, 2003. 180 с.
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 4.Детская психология.М.:Педагогика, 1984. 432 с.
Гаврилова Т. Как помочь застенчивому ребёнку//Школьный психолог.2001.№7.с.6
Градиль В.Е. Альманах педагога/Игры и упражнения для повышения самооценки младших школьников.[Электронный ресурс] URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4151 (дата обращения: 17.11.2022)
Гребнева Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-s-pomoschyu-ispolzovaniya-didakticheskih-igr-v-uchebnom-protsesse/viewer (дата обращения 27.11.
(прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия также активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Рецептивная музыкотерапия предполагает под собой восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах[36, c. 116].
Куклотерапия является одним из методов арт-терапии. Это метод лечения с помощью кукол и театрализованных игр, этюдов. Все дети любят играть. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Куклотерапия широко используется для разрешения