Социальные психологические аспекты адаптации военнослужащих первого полугодия срочной службы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям военной службы достаточно остро заявляет о себе на этапе реформирования, а по сути создания принципиально новых Вооруженных Сил Российского государства.
Задача развития личности военнослужащего на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву непосредственно к армейской среде.
Эта проблема особенно актуальна при отсутствии достаточно разработанной концепции воспитательной работы в армии, основанной на новой военной доктрине Российского государства.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЮЩИХ …….6
1.1 Общее понятие психологической адаптации………………6
1.2 Виды адаптивных механизмов человека…………………….13
1.3 Сущность и содержание процесса психологической адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву……………………...……..15
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ....28
2.1 Цель, и задачи исследования…………………………..28
2.2 Методологические принципы исследования………………29
2.3Методики исследования…………………….………….29
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЮЩИХ ПО ПРИЗЫВУ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ СЛУЖБЫ…………………………….………………………….40
3.1 Интерпретация и анализ результатов по методике опросника «Самочувствие, активность, настроение»…………………………...…………40
3.2 Интерпретация и анализ результатов по стандартизированному методу исследования личности СМИЛ…………………………..41
3.3 Интерпретация и анализ результатов по методике «Адаптивность»….....49
3.4 Интерпретация и анализ результатов по фрустрационно – рисуночному тесту Розенцвейга………………………..54
3.5 Корреляционный анализ по методикам адаптации военнослужащих первого полугодия срочной службы……………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…………………..64
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2021. – 367 с;
Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других . Психологический журнал. – 2020. – т. 22. - №2. – С. 38-47.;
Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Спб.: Наука, 2016. - 124 с.;
Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова, 1991. – 89 с.;
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). М.: 1976. – 272 с.;
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1976. - Т. 82. - С. 6-28;
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., М.: Аспект Пресс, 2002..;
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. – 467 с.;
Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№1. - С. 92 – 100;
Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дисс. ... канд. психол. Наук. М.: ГА ВС РФ., 1993. -252 с.;
Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. - 176 с.;
Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета.- 2001.- №3. - С. 35-46.;
Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: 1991. - 320 с.;
Дерманова. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПб университета. – 1996. - Сер.6. - вып.1. – С. 59-68.;
Проводит индивидуальные консультации, работу с малыми группами. По мнению Ю.Я. Таран «работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов ».
Организационные методы – это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач они подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Данные методы помогают адекватно организовывать социально -правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.
Педагогические методы направлены на оказание помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.