Методика преподавания баскетбола в среднем звене школы
Введение.
Актуальность. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ БАСКЕТБОЛА………….……...5
1.1 Урок как форма организации и проведения учебных занятий юных баскетболистов…………………………………………………………….……..5
1.2 Рабочая программа в общеобразовательной школе по баскетболу для детей среднего школьного возраста…………………………………………….9
1.3 Специфика сенситивного периода в развитии специальных качеств баскетболиста у детей среднего школьного возраста………………………...11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….16
2.1 Физическая подготовка в развитии специальных качеств баскетболиста........................................................................................................16
2.2 Средства и методы развития специальных качеств баскетболиста у детей среднего школьного возраста на уроках баскетбола………………………….20
2.3 Методика обучения техническим элементам……………………………...29
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….50
3.1 Организация исследования………………………………………………….50
3.2 Методы исследования……………………………………………………….51
3.3 Анализ эффективности экспериментальной методики……………………55
3.4 Динамика показателей физической и технической подготовленности у баскетболистов (формирующий эксперимент)………………………………...57
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам/ Под ред. Л. М. Фомина. – Красноярск: «Темплан», 2002. – 120 с.
2. Анищенко В. С. Физическая культура: Медико-практические занятия студентов: Учеб. пособие – М.: Изд-во РУДН, 2005– 165с.
3. Атлетическая подготовка в межсезонье // Планета баскетбол.-2001, №5,6.
4. Баскетбол. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР.-М., 2004.
5. Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры / под ред. Ю.М. Портного. М: физкультура и спорт, 2007.
6. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Н.В. Семашко. М: физкультура и спорт, 2006.
7. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 144 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.-М: Физкультура и спорт, 2003.
9. Вопросы физического воспитания студентов / под ред. Зайцева Н.А. – Л.: Ленинградский университет, 2006.
10. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства.-М.:Агентство «ФАИР», 2001.
11. Гзовский Б.М., Кудряшов В.А. Студенческий баскетбол / Анализ и упражнения. М.: Вышейная школа, 2006.
12. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов. М., 2004.
13. Дворник Л.С., Хабаров А.А., Евтушенко С.Ф. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт, -2005. - № 3.58
14. Зельдевич Г.А., Кераминас С.А. Подготовка юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 2004.
15. Завьялов И. Система плиометрических упражнений – средства повышения мощности // Планета баскетбол, 2006, № 3,4,5
16. Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., «Сов. Россия», 2001 , - 208 с.
17. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-спорт, 2000.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 543 с.
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
1. Упражнения преимущественного скоростного характера.
2. Упражнения преимущественного силового характера.
Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно -силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе [Гзовский, Кудряшов, 2006].
Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам.