Исследование эмоционального благополучия учителя
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальной является отрасль позитивной психологии [19], исследования которой направлены на выявление и усиление факторов благоприятствующих личности или обществу [91; 192; 127].
Одним из показателей психологического благополучия выступает уровень эмоционального благополучия. Эмоции являются важными элементами личности человека, без которых невозможны процессы жизнедеятельности. Они могут стимулироваться воздействиями внешних факторов окружающей среды и событиями, происходящими вокруг человека, с его участием или без него. Внутренние стимулы эмоций обусловлены пониманием личностью совершившегося и его значения, осмыслением собственной деятельности, представлением о необходимости реакции на внешние раздражители [76].
Феномен эмоционального благополучия изучается отечественными и зарубежными учеными по трем научным направлениям: социально-психологическому [20; 8; 91; 33], психоаналитическому [135; 141] и психофизиологическому [15; 102; 41]).
Состоян
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….……..….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ …………….…….…6
1.1. Понятие эмоционального благополучия личности ……………….…….…6
1.2. Структура эмоционального благополучия…………….……………….….16
1.3. Роль эмоционального благополучия в работе учителя …………….…….19
Выводы по главе
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЯ…………………………………………….……33
2.1. Описание процедуры и методов исследования……………………….…..33
2.2. Результаты описательной статистики……………………………………..40
2.3. Результаты сравнительного анализа……………………………………….49
2.4. Результаты корреляционного анализа …………………………………….62
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….….………......68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………..…70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А……………………………………………………………………86
Приложение Б…………………………………………………………………....89
Приложение В……………………………………………………………………92
Приложение Г…………………………………………………………………....97
Приложение Д………………………………………………………….………100
Приложение Ж…………………………………………………………………103
Приложение З………………………………………………………………….106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивостичеловека. / Л.М. Аболин; – Казань: Изд-во Казанского ун-та, – 1987. – 262 с.
2. Абрамян Л. А. Игра дошкольника / [Л. А. Абрамян и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
3. Абрамова Г. С.Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Изд. центр «Академия»: Раритет, 1997. – 700 с.
4. Айвазян С.А.Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян; Рос. акад. наук. Центр. экон.-мат. ин-т (ЦЭМИ). – М. : Центр. экон.-мат. ин-т Рос. акад. наук, 2000. – 117 с.
5. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994. – 125 с.
6. Андрусякова И.П., Сирота Н.Ю., Карпова И.Н., Маслова И.В., Мартынова И.Ю. Педагогическая деятельность, ее аспекты и структура. Вопросы науки и образования, 2018. – № 21 (33). – с. 61-65.
7. Антонова Е.А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности. Известия Саратовского университета. Новая серия, 2011. – Т. 11. – № 1. – с. 100-104.
8. Аргайл М. Психология счастья: [Пер. с англ.] / Майкл Аргайл. – 2-е изд. –СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. – 270 с.
9. Багнетова Е.А., Литовченко О.Г., Нифонтова О.Л. Оценка качества жизни, психологического и функционального состояния педагогов. Журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2015. – № 6. – с. 253.
10. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общего образования. – Москва, 1998. – 23 с.
11. Банникова Г.С., Павлова Т.С. Психологическое благополучие специалистов, работающих в системе образования мегаполиса. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов, 2015. Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: Сборник научных статей. Центр экстренной психологической помощи МГППУ; Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. – С. 84-90.
12. Баранова Т.В. Рефлексия профессиональной деятельности у педагогов с различной акцентуацией характера. Среднее профессиональное образование, 2008. – № 12. – с. 69-71.
13. Бекузарова Т.А. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований. Актуальные проблемы психологического знания, 2014. – № 2 (31). – с. 16-25.
14. Березовская Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 2016. – Т. 9. – № 45. – С.2.
15. Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол. А. В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1991. – 475 с.
16. Бизяева А.А. Психология думающего учителя : педагогическая рефлексия : [учеб. пособие] / А. А. Бизяева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. –Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004 (РИО ПГПИ им. С.М. Кирова). – 213 с.
17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Информ. – изд. дом «Филинъ», 1996. – 469 с.
18. Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н.. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2014. – Вып. 3 (34). – С. 97-109.
19. Бурханова Е.Р. Новый взгляд на счастье и благополучие в контексте позитивной психологии. Психологические науки, 2020. – № 6 (96). – с. 143-145.
20. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 196 с.
21. Василевская Н.С. Эмоции в педагогической профессии. Ярославский педагогический вестник, 1999. – № 3 (21). – с. 134-138.
22. Водяха С.А. Эмоциональное благополучие как предиктор психического и соматического здоровья. Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2015. – № 1 (8). – С.6-8.
23. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Коломна, 2000. – 180 с.
24. Гаврилова Л.В., Козлова М.А. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя. Наука, образование, культура, 2018. – №1. – с.88-98.
25. Галимова Р.З. Мотивации и удовлетворенности трудом работников предприятия// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 43. – С. 52.
В ходе работы было проведено исследование эмоционального благополучия учителя.
Целью данного исследования является изучение эмоционального благополучия учителей и выделение его особенностей.
Задачи исследования:
1.Провести исследование эмоционального благополучия учителей г. Нижний Тагил, описать полученные результаты.
2. Выявить различия в выраженности показателей эмоционального благополучия в зависимости от стажа работы и уровня преподавания (начальная, средняя, старшая школа).
3.Определитьвзаимосвязь между выраженностью показателей эмоционального благополучия и эмоциональным выгоранием, удовлетворенностью трудом, аффектом и модальностью эмоций.
4. Выделить особенности эмоционального благополучия учителей.
В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:
1) Эмоциональное благополучие учителей различается в зависимости от стажа работы. С увеличением стажа работы возрастает позитивный аффект, преобладает индекс позитивных эмоций, снижаются зн