Коммуникативные технологии и методы обучения при изучении орфоэпии
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО) коммуникативный подход является одним из ведущих в системе образования, поэтому в процессе обучения русскому языку в школе необходимо как формирование грамотности устной и письменной речи учащихся, так и развитие умений и навыков применять полученные знания на практике, в процессе общения.
В современности в процессе коммуникации соблюдение произносительных норм играет большую роль, поскольку позволяет избежать коммуникативных неудач, а также свидетельствует о произносительной культуре человека в целом.
Исходя из того, что культура устной речи и орфоэпия играют значимую роль в процессе общения, мы можем прийти к мысли, что развитие компетенций, формирующих речевую и коммуникативную культуру человека, — одна из основных задач обучения орфоэпии в школе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Методические основы формирования коммуникативной компетенции при обучении орфоэпии в школе9
1.1. Требования ФГОС к формированию коммуникативной компетенции и коммуникативных навыков школьников9
1.2. Специфика методики преподавания орфоэпии в школьном курсе русского языка14
1.3. Содержание орфоэпической работы в УМК под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской (7–8 класс) и в УМК под редакцией О. М. Александровой (7–8 класс)18
Выводы по 1 главе22
Глава 2. Методика совершенствования коммуникативных умений с применением современных технологий и методов23
2.1. Кейс-метод как способ формирования коммуникативных умений и произносительных навыков обучающихся23
2.2. Этимологический анализ и кейс-метод как средство формирования компетенций, составляющих речевую и коммуникативную культуру человека27
2.3. Геймификация как способ повышения учебной мотивации и совершенствования культуры устной речи школьников41
Выводы по 2 главе51
Глава 3. Разработка и апробация уроков с применением современных коммуникативных технологий и методов на уроках изучения орфоэпии53
Выводы по 3 главе58
Заключение59
Список литературы61
Приложения68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, Р. И. Об ударении в русском языке. Часть 2 // Р. И. Аванесов // Русский язык в школе : сайт. — URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_747 (дата обращения: 10.11.2022).
2. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / Р. И. Аванесов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Просвещение, 1984. — 384 с.
3. Александрова, О. М. Русский родной язык. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. — Москва : Просвещение, 2019. — 112 с.
4. Александрова, О. М. Русский родной язык. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др.— 2-е изд. — Москва : Просвещение, 2020. — 112 с.
5. Алексеева, А. З. Геймификация в образовании / А. З. Алексеева, Г. С. Соломонова, Р. Р. Аетдинова // Вестник СВФУ. — 2021. — № 4 (24). — С. 5–10.
6. Араева, Л. А. Основы обучения русскому языку : учебное пособие / Л. А. Араева, О. А. Булгакова, Э. С. Денисова, И. А. Крым, А. Л. Калашникова, С. И. Ли, Н. В. Мельник, М. Н. Образцова, С. В. Оленев, А. В. Проскурина. — Кемерово, 2018. — 390 с.
7. Асмолов, А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. — 2011. — №1 (5). — С. 104–110.
8. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под редакцией А. Г. Асмолова. — Москва : Просвещение, 2010. — 159 с.
9. Бабушкина, Т. В. Этимологический анализ в начальной школе : учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / Т. В. Бабушкина. — Тверь : Тверской государственный университет, 2001. — 115 с.
10. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. — Москва : Академия, 2001. — 368 с.
11. Баранов, М. Т. Русский язык. 7 класс : учеб.для общеобразоват. учерждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. — Москва : Просвещение, 2013. — 223 с.
12. Баранов, М. Т. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. — 12-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2011. — 111 с.
13. Белоконова, С. С. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя : учебное пособие / С. С. Белоконова, В. В. Назарова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа , 2020 — 180 с.
14. Богданова, Е. В. Геймификация в современном педагогическом образовании: атлас лучших практик / Е. В. Богданова, Е. А. Яровая, А. Н. Дахин, Ю. Н. Ковшова, М. Н. Сухоносенко и др. — Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2021. — 153 с.
15. Большой энциклопедический словарь : сайт. — URL: https://gufo.me/dict/bes/ЭТИМОЛОГИЯ (дата обращения: 25.11.2022).
16. Буров, А. А. Этимология русского языка : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Буров, В. Г. Лебединская. — Москва : Юрайт, 2019. — 136 с.
17. Вебинар «Геймификация в обучении: идеи и практика» : сайт. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=C0bnG4HUo2c (дата обращения: 08.04.2023).
18. Вербах, К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / К. Вербах, Д. Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015 — 224 с.
19. Ветушинский, А. С. Больше, чем просто средство: новый подход к пониманию геймификации / А. С. Ветушинский // Социология власти. —2020. — № 3 (32). — С. 14–31.
20. Гайманова, Т. Г. Педагогическая геймификация / Т. Г. Гайманова // Инновационные процессы образования. — 2016. — № 2 (12). — С. 85–89.
21. Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И. Ю. Гац : сайт. — URL: https://www.urait.ru/bcode/442088 (дата обращения: 15.12.2022).
22. Гимельштейн, Е. А. Применение инструментов геймификации в образовании / Е. А. Гимельштейн, Д. Ф. Годван, Д. В. Стецкая // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2020. — № 3. — С. 32–33.
23. Гребенщикова, Н. С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности : пособие для учителей рус. яз. и лит. / Н. С. Гребенщикова. — Минск : Асар, 1998. — 160 с.
24. Гумметова, А. Ю. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения / А. Ю. Гумметова, Е. В. Ступина // Образование в России : сайт. — URL: https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507 (дата обращения: 28.01.2023).
25. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения : сайт. — URL: https://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 28.01.2023).
26. Домашова, Ю. В. История языка и этимология в курсе русского языка и культуры речи / Ю. В. Домашова // Вестник Омской православной духовной семинарии. — 2016. — №1 (1). — С. 177–184.
Приведите примеры слов, которые содержат элемент орфо-. Устно назовите эти слова, соблюдая орфоэпические нормы.
Слово орфоэпия — интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает систему правил произношения. В переводе с греческого orthos — «прямой, правильный», а eros — «речь»; «орфоэпия» буквально — «правильная речь». Орфоэпическая норма — единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Например, орфоэпическая норма современного русского литературного языка признаёт только произношение «свё́кла». Произношение «свекла́» является неправильным. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Как же возникают варианты произношения? Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально — как нормы московского говора