Управление взаимодействием участников как инструмент эффективной реализации проектов в транспортной системе на примере государственно-частного партнерства
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы эпидемиологические события, политическая обстановка, санкции наносят сильный удар по всем сферам общественной жизни. За 2022 год российская экономика упала на 2,1%, по оценке Росстата [52]. Несмотря на это, на развитие инфраструктуры из федерального и регионального бюджета была направлена рекордная сумма – более двух трлн рублей. Однако, эти цифры критически низкие, они составляют лишь 1,8% ВВП, что является недостаточным (в реальности необходимо порядка 4,5-5%) [15]. Государство настроено сохранять финансирование транспортной инфраструктуры, но для более эффективного развития ему предстоит активно искать внебюджетные средства.
На сегодняшний день одним из инструментов привлечения внешнего финансирования в государственные проекты транспортных систем является государственное-частное партнерство (ГЧП). ГЧП – это форма взаимовыгодного сотрудничества между публичной и частной сторонами в целях улучшения инфраструктурных вопросов
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации проектов государственно-частного партнерства
1.1 Сущность понятия государственно-частного партнерства
1.2 Основные формы, модели и методы государственно-частного партнерства
1.3 Нормативно-правовое и институциональное обеспечение механизма реализации государственно-частного партнерства
1.4 Особенности взаимодействия участников государственно-частного партнерства
1.5 Практическое применение ГЧП в реализации транспортных проектов
Глава 2. Выявление и анализ факторов, влияющих на реализацию проектов государственно-частного партнерства в транспортной системе
2.1 Разработка, проведение и анализ глубинных интервью с целью выявления факторов, оказывающих влияние на взаимодействие участников и реализацию проектов государственно-частного партнерства в транспортной системе
2.2 Построение модели связей участников рынка государственно-частного партнерства посредством ANT
2.3 Построение BPMN модели реализации транспортных проектов государственно-частного партнерства с учетом выявленных ключевых участников
Глава 3. Разработка рекомендаций в целях повышения эффективности взаимодействия между участниками транспортных проектов государственного-частного партнерства
3.1 Разработка дорожной карты для участников рынка ГЧП транспортной системы с учетом выявленных факторов
3.2 Исследование экспертного мнения по вопросу применимости разработанных рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Список использованных источников
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) от 21.10.1994 по состоянию на 25.02.2022 - www.consultant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть II) от 22.12.1995 по состоянию на 25.02.2022 - www.consultant.ru.
Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О концессионных соглашениях» - www.consultant.ru.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - www.consultant.ru.
ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Project management. Requirements for project management. М.: Стандартинформ, 2019.
ГОСТ Р 56275-2014 Менеджмент рисков. Руководство по надлежащей практике менеджмента рисков проектов (Переиздание). М.: Стандартинформ, 2020.
ГОСТ Р ИСО 31000-2019 Менеджмент риска. Принципы и руководство (Переиздание). М.: Стандартинформ, 2021.
Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. – М.: Альпина Паблишер, 2010.
Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / под общ. ред. В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев – Институт государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики, – М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации – М.: Эксмо, 2009. – 400 c.
Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. − М.: ООО «МИЦ», 2010. С. 341.
Сиваев С. Б., Маркварт Э. Государственно- и муниципально-частное партнерство в России и за рубежом: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 404 с.
Хархордин О.В. Предисловие научного редактора // ЛатурБ. Нового времени не было. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. – С. 6–
Наиболее интенсивно они реализуются в Москве и Санкт-Петербурге, имеющих наибольший уровень загрузки дорожной сети и относительно высокий уровень доходов населения, готового обеспечить загрузку платных участков автодорог.
В большинстве российских регионов отмечаются слабые темпы развития экономики и низкий уровень спроса на перевозки, а также отсутствие региональных законов о ГЧП. Пока еще низок уровень осведомленности бизнес-сообщества и властных структур о потенциале государственно-частного партнерства, что не позволяет эффективно использовать такой вариант партнерства. В то же время, Россия с ее необъятными просторами, остро нуждается в создании развитой транспортной и социальной инфраструктуры.
Именно ГЧП может стать фундаментом для устранения инфраструктурных проблем и сокращения разрыва в социально-экономическом положении различных регионов.