Формирование психологической подготовленности девушек 14-16 лет, занимающихся спринтерским бегом
Актуальность исследования. Важным направлением совершенствования подготовки спортсменок выступает применение спортивной психологии. Спортивная деятельность требует психологического обеспечения, которое заключается в том, чтобы обеспечить развитие нервных и психических механизмов, которые регулируют поведение, движения человека и его переживания. Соревнования – часть карьеры любой спортсменки, своеобразный экзамен, способный показать все то, что может человек, и уровень психологической подготовленности спортсменки в этот период оказывает значительное влияние на результат. Именно этим и обуславливается актуальность выбранной темы данной работы.
Психологическая подготовка является важным компонентом для достижения высоких результатов в легкой атлетике. Совершенствуя мастерство спортсменки, нужно постоянно и планомерно опираться на законы психологии, являющиеся первой из основ успешной тренировки и психологической подготовки спортсменки к соревнованию. Тренеры должны в своей работе изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменок, окружающую их среду, поддерживать с ней педагогические контакты.
Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
1.1.Особенности психологической подготовки в легкой атлетике 5
1.2. Психологические особенности соревновательной деятельности юных легкоатлеток 19
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
Перед работой поставлены следующие задачи : 27
2.2. Методы исследования 27
2.2.1 Анализ научно-методической литературы 27
2.2.2 Опрос 28
2.2.3. Проведение педагогического эксперимента 28
2.2.4. Математико-статистические методы обработки результатов исследования 37
2.3. Организация исследования. 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
Выводы 46
Список литературы 48
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 55
Список литературыАхматов А.М. , Работин И.В. Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие . -М.: КамГАФКСиТ ,2008-56 с.
Арвисто, М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности / М.А. Арвисто. – М.: Мысль, 2014. - 169 с.
Волков, И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия / И.П. Волков. – М.: Советский спорт, 2015. – 286 с.
Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: ФИС, 2018. – 245 с.
Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. - М.: ФИС, 2013. – 192 с.
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: изд. центр «Академия». – 2019. – 288 с.
Гогунов, Е.Н. Интеллектуальные задачи в спортивной практике / Е.Н. Гогунов. - Самара, СамГПУ. - 2003, 92с.
Горбунов, Г.Д. Психология спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: ФИС, 2018. – 208 с.
Григорянц, И.А. Психологические резервы спортивного мастерства / И.А. Григорянц // Теория и практика физической культуры. - М.: РГУФК, №7, 2014. - С. 21-25.
Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.
Ильин Е.Л. Психология спорта / Е.Л. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с. 58
Китаева, М.В. Психология победы в спорте / М.В. Китаева. – М.: Феникс, 2014. – 208 с.
Марков, Г.И. Система восстановления и повышения физической работоспособности в спорте высших достижений. Методическое пособие / Г.И. Марков. – М.: Советский спорт, 2018. - 127с.
Марищук, В.Л. Определение спортивного состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений / В.Л. Марищук // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М: ФИС, 2014. - С. 25-30.
Методики психодиагностики в спорте / Составители В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Пляхтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд. доп. и испр. - М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
Следовательно, эмоциональные переживания могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на выполнение соревновательной деятельности. Отрицательное влияние эмоций на деятельность спортсмена всегда детерминировано трудностями, которые являются следствием реакции спортсмена на возникающие препятствия в ходе соревновательной борьбы.
Важно, что способность спортсменки сохранять оптимальное, эмоциональное состояние в соревновательных условиях является залогом успешного преодоления трудностей. При этом моделирование внешних препятствий в учебно-тренировочном процессе определяет возможность повышения эмоциональной устойчивости спортсменки и укрепления пределов её мобилизирующего воздействия эмоциональных переживаний.