Изучение композиции литературного произведения в школе

Скачать диплом с рассмотрением произведения А. С. Пушкина «Дубровский» изучение композиционного анализа в 6 классе.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2024
Объем файла
164 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение В современном мире многие читатели не задумываются о структуре произведения и её роли в выражении мысли автора. Многие школьники при чтении пропускают длинные монологи, громоздкое описание интерьера или природы и тем самым нарушают смысл повествования.
Произведение – это целый организм, имеющий свою своеобразную структуру, в котором все элементы взаимосвязаны. Такой способ организации элементов произведения называют композицией. Она играет важнейшую роль в рассмотрении идейно-художественного своеобразия любого литературного произведения. Изучение композиции помогает понять, как автор достигает задач, стоящих перед ним в процессе создания произведения, и как произведение воздействует на читателя.
Анализ композиции позволяет выявить ключевые моменты произведения, анализировать структуру, выделять главные темы и мотивы, а также исследовать связи между частями произведения. Это помогает читателю глубже понять смысл произведения и оценить его художественную ценность.
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Композиция - аспект формы литературного произведения 6

1.1. Опеределение композиции 6

1.2. Виды и типы композиции 12

1.3. Сюжетные и внесюжетные элементы 19

1.4. Опорные точки композиции. Объекты анализа 27

2. Композиционный анализ художественного текста на уроках литературы 52

2.1. Композиционный анализ прозаического текста……………………….. 52

2.2. Композиционный анализ поэтического текста 54

2.3. Композиционный анализ драматического текста 57

2.4. Фрагмент урока литературы в 6-м классе по теме «Понятие о композиции эпического произведения» (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский») 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамович Г.Л. и др. Теория литературы / Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / Сборник: В 3 т. / - М.; Наука, 1964. – 486 с.
Аминева В. Р. Теория литературы / Конспект лекций. — Казань: Б.и., 2014. — 355 с.
Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие / Г. А. Анищенко. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей / Науч. редактор П.Е. Бухаркин. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 444 с.
Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. – 314 с.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014 —368 с.
Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. - 5-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 520 c.
Большая Советская Энциклопедия. – М., 1973. Т.12. С. 293.
Валгина Н. С. Теория текста: Учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 021500 - Изд. дело и редактирование, 021600 - Книгораспространение и направлению 520700 - Кн. дело / Н. С. Валгина. - Москва: Логос, 2003. – 278 c.
Галич О. Теория литературы: учебное пособие / ред. О. Галича. – Лыбедь, 2001. – 448 с.
Гаркави А. М. Жанр и композиция литературного произведения: межвузовский учебник / Выпуск первый. – Калининград, 1974. – 154 с.
Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. – М: Росмэн, 2006. — 984 с.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000 – 248 с.
 


Следует помнить, что анализ сюжетных элементов не имеет практического и содержательного смысла, пока не разберемся к какому типу сюжета относится анализируемое произведение.
Так в своем труде Андрей Борисович Есин выделяет два типа сюжета: динамический и адинамический.
«В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку» [14].