Изучение психолого-педагогической компетентности родителей детей с интеллектуальными нарушениями
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время неуклонно растет количество детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Их объединяют в одну группу – дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Внутри этой группы происходит деление по типу нарушения – дети с нарушениями зрения, слуха, речи, функции опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении. Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют около 20% от общего количества детского населения России [28].
Актуальность исследования заключается в преимущественном праве родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, что нам утверждает ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности родителей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта 5
1.2. Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с нарушением интеллекта 12
1.3. Формы и методы организации психолого-педагогической компетентности родителей детей с нарушениями интеллекта 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 20
2.1. Методика исследования 20
2.2. Анализ результатов эксперимента 24
Заключение 31
Литература 33
Приложения 37
1. Арбатская, К.И. Психологические особенности семей, воспи-тывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / К.И. Арбатская, Н.А. Устинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - №8. - С 85-89.
2. Винтаева, Т. Н. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально‐адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Винтаева, Г.Г. Вареницина, А.А. Тарабыкина // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4 (9). – С. 118-120.
3. Горлова, Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию / Е.Л. Горлова // Вестник РГГУ. – 2010. - №2. – С. 214-223.
4. Гостунская, Я.И. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здо-ровья / Я.И. Гостунская, Е.В. Шипилова, М.Ю. Боченкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-4. - С. 115-117
5. Гребенникова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева // Вестник евразийской науки. - 2015. - №2 (27). - С. 129-135.
6. Гусева, И. В. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью / И.В. Гусева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 32–34.
7. Заборский М. Э. Программа повышения реабилитационной и абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Школа для родителей» / М.Э. Заборский // «Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество: СОННЭТ»: Сборник статей победителей всероссийского конкурса среди молодых специалистов социальной сферы «Лучшая молодежная статья-2017». – 2017. – С. 116-119.
8. Иванова, Д. Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся / Д. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 319-322.
9. Кашинская, О.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О.В. Кашинская // Вестник науки и образования. - 2017. - №5 (29). - С. – 95-100.
10. Киреева, М.Е. Психолого-педагогические условия работы с семьями, имеющими детей с интеллектуальными нарушениями / М.Е. Киреева // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. - №3. - С. 20-23.
11. Кисляков, П.А. Психологическое благополучие семьи, воспи-тывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева // Образование и наука. – 2017. – №1. – С. 142-159.
12. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: АСТ, 2008. – 164 с.
13. Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы / Н.Н. Мизина // Эйдос: Интернет-журнал. – 2015. – № 9. – С. 8-14.
14. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А.Г. Московкина. - М.: Прометей, 2015. - 252 c.
15. Московкина, А.Г. Социально-экологическая модель семьи ре-бенка с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Московкина // Наука и школа. - 2017. - №3. – С. 147-151.
5) Своеобразной программой повышения педагогической и общей родительской компетентности может выступать книга Брюса Л. Бейкера, Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости», имеющая своим содержанием подробную инструкцию и готовый практический инструментарий для обучения детей с тяжелыми множественными и сочетанными нарушениями бытовым навыкам. Неоспоримым достоинством этой книги является именно конкретная ее адресация родителям детей, еще мало подверженных инклюзии и интеграционным процессам в образовании [31].
6) Проведение праздников, вечеров-развлечений. Данные мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений родителей и детей, социальной интеграции и социальной адаптации детей.
Таким образом, существует множество разнообразных форм организации формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с интеллектуальными нарушениями.