Психологические особенности формирования социальной компетентности у учащихся подросткового возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что традиционно целью школьного образования являлись знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник школы. В настоящее время такой подход в образовании оказывается недостаточным. В свете современной экономической и политической ситуации в стране к молодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные выпускники, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы формирования социальной компетентности у учащихся подросткового возраста…………………….........8
§1. Основные подходы к исследованию социальной компетентности
в отечественной и зарубежной психологии……………………………8
§2. Психологические особенности подросткового возраста………...18
§3. Особенности развития социальной компетенции в подростковом возрасте …………………………………………………………………………..23
§4 Психологическое сопровождение формирования социальной компетентности в подростковом возрасте……………………………………..32
Выводы по главе I……………………………………………………………..…43
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование формирования социальной компетентности у учащихся подросткового возраста……………………….............45
§1Организация и способы исследования………………………………………………………………………………...45
§2 Эмпирическое исследование уровня сформированности социальной компетентности у учащихся подросткового возраста………………..48
§3. Эмпирическое исследование половых различий сформированности социальной компетентности в подростковом возрасте.............................57
§4 Коррекционно- развивающая программа, направленная на формирование социальной компетентности у учащихся подросткового возраста………………………………………………………………………...………...65
§ 5. Рекомендации для педагогов и родителей по формированию социальной компетентности у учащихся подросткового возраста……………..85
Выводы по главе II………………………………………....................................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….............................................93
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..……….....95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......98
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...........103
СПИСОК
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – Москва: НПО «МОДЭК», 2018. – 416 с. - Текст: непосредственный.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Москва: Наука, 2013. – 266 с. - Текст: непосредственный.
Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин.– М.: Академия, 2012. – 344 с.
Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк. – Москва: ЭКСМО - Пресс, 2013. - 480 с. - Текст: непосредственный.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии /Б. Г. Ананьев. – Москва: Мысль, 2018. – 288 с. - Текст: непосредственный.
6. Белкин, А.С. Внимание – ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / А.С.. Белкин. – Москва: Академия, 2018 – 80 с. - Текст: непосредственный.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие /А. С. Белкин. – Москва: Академия, 2014. – 192 с. - Текст: непосредственный.
8. Беляева, Л.А. Показатель и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации/ Л.А. Беляева - Текст: непосредственный // Социологические исследования. – 2019. – №1. – C. 33-42.
Беляева, Т. Б. Модель социальной компетентности / Т. Б. Беляева - Текст: непосредственный // Вестник Новгородского государственного университета. – 2005 - №31. – С. 5-6.
Бойко, В.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / В.В. Бойко. - Москва: изд-во ГПУ, 2019. - 352 с. - Текст: непосредственный.
Бондаревская, Е.В. Современные образовательные технологии / Н В. Бодровская. – Москва: Мысль, 2013. – 432 с. - Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс, 2019. – 1008 с. – Текст: непосредственный.
Габелая, И. В. Показатели социальной компетентности у подростков /И. В. Габелая – Текст: непосредственный // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: психология. – 2018.
Эмпирическое исследование формирования социальной компетентности у учащихся подросткового возраста
2.1 Организация и способы исследования
Цель эмпирического исследования – выявить психологические особенности формирования социальной компетентности у учащихся подросткового возраста.
Гипотеза эмпирического исследования: обладают ли учащиеся в подростковом возрасте такими психологическими особенностями формирования социальной компетентности, как самостоятельность, уверенность в себе, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни в соответствии с возрастными нормами, а также самопринятием и принятием других.
Задачи эмпирического исследования:
Методические
Разработка способического комплекса для проведения эмпирического исследования
Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие социальной компетентности подростков.