Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной ситуации самым часто встречающимся феноменом психического развития, имеющийся в практической работе с детьми дошкольного возраста является тревожность. Успешность обучения детей в школе взаимосвязана с уровнем тревожности, которая существенно влияет на взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также на его эффективную адаптацию к изменившемуся основному виду деятельности.
В становлении личности ребенка особая, определяющая, роль отводится детскому а именно дошкольному, возрасту. Данный выбор обосновывается тем, что формирование основных свойств и качеств личности происходит именно в этот период. Данные качества в дальнейшем будут определять все последующее развитие личности.
Проблема психологической готовности к обучению к школе детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определен
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ8
1.1 Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе8
1.2 Теоретические аспекты проблемы тревожности в старшем дошкольном возрасте16
1.3 Анализ современных исследований по проблеме тревожности дошкольников22
1.4 Характеристика поведения тревожных детей28
Выводы по 1 главе36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ37
2.1 Методологические принципы исследования психологической готовности детей с разным уровнем тревожности к обучению в школе37
2.2 Организация и планирование исследования37
2.3 Характеристика выборки исследования38
2.4 Методы и методики исследования40
2.5 Математико-статистические методы исследования41
Выводы по 2 главе42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ43
3.1.Результаты диагностики показателей уровня тревожности и уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе43
3.2 Сравнительный анализ значений показателей уровня тревожности и уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе48
3.3 Результаты корреляционного анализа значений показателей уровня тревожности и уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе50
Выводы по 3 главе52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ58
ПРИЛОЖЕНИЕ62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Юрайт», 2023. - 195 с.
Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96 с.
Архипова, И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. – СПб: «Наука и Техника», 2008. – 256 с.
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов. — М.: «Школьная пресса», 2015. — 136 с.
Барышникова, Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4.
Бич, Х., Сирайджек, Т. Н. Не упускайте своих школьников. Почему дети становятся все более тревожными, агрессивными и зарытыми, чем были раньше. – М.: «Ресурс», 2023. – 416 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: «Мастера психологии», 2015. – 400 с.
Борзова, О.М., Данилова, М.В. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. - №6.
Бузарова, Е.А., Четыз, Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – №3.
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2005. – 159 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: «Academia» 2003 - 368 с.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология в задачах и ответах. - М.: «Сфера». 2015.- 156 с.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Питер», 2020. – 192 с.
Выготский, Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: «Перс
У дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.
Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития.
Вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных. Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма, является одной из сложнейших.
Так, согласно данным М. Раттера, определенную роль в возникновении эмоционально-личностных нарушений может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости. Вместе с тем нел