Особенности формирования самосознания у детей в дошкольном и младшем школьном возрастах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психологическое и социальное благополучие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без полноценного развития его личности, самосознания и самооценки, установления дружеских отношений, умения адаптироваться к новой группе сверстников.
Развитое самосознание ребенка дошкольного возраста определяет его готовность вступления в новую школьную среду. Обладая достаточными для своего возраста знаниями и умениями интерпретировать вербальную и невербальную информацию, понимать мотивы и настроение сверстников, устанавливать социальные контакты и реализовывать социальные потребности, старший дошкольник способен успешно социализироваться.
В старшем дошкольном возрасте начинают свое формирование новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять интерес к коллективным формам деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития самосознания в детском возрасте……………………………………………………………………………………….. 8
§1. История и основные подходы к исследованию самосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………................................................................... 8
§2. Психологические особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………................................................. 13
§3. Особенности развития самосознания и самооценки в дошкольном и младшем школьном возрастах…………………………………………………………………………
§4. Условия развития самосознания в детском возрасте……………………………… 20
34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………….................................... 45
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования самосознания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте……………………………………………….. 47
§1. Организация и методы исследования……………………………………………..
§2. Эмпирическое исследование самосознания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..
2.2.1.Эмпирическое исследование представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..
2.2.2. Эмпирическое исследование самооценки у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..
2.2.3.Эмпирическое исследование влияния социометрического статуса на показатели развития самосознания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………...
2.2.4. Эмпирическое исследование влияние семейной ситуации на развитие самооценки в дошкольном возрасте……………………………………………………….. 47
§3. Эмпирическое исследование самосознания у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………………..
2.3.1. Эмпирическое исследование представлений о себе у детей младшего школьного возраста………………………………………….................................................
2.3.2. Эмпирическое и
СПИСОК
Абрамова, Г. А. Методические рекомендации по вопросам социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования / Г. А. Абрамова, Ю.П. Баранова. – Текст: непосредственный // Вестник образования. - 2019. - № 10. - С. 69-79.
Акимова, Г. Е. Как помочь своему ребенку. - Москва: У - Фактория, 2018. - 368 с. - Текст: непосредственный.
Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии. - Москва: Просвещение, 2015. - 174 с. - Текст: непосредственный.
Асеев, В.Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности/ В.Г. Асеев // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. - Тбилиси, 2014. - 200 с. - Текст: непосредственный.
Асмолов, А. Г. Психология личности. - Москва: МПСИ, 2015. - 368 с. - Текст: непосредственный.
Аспер, К. Внутренний ребенок и самооценка. - Москва: Добросвет, 2014. - 368 с. - Текст: непосредственный.
Асташова, Н.А. Гуманистические основы педагогической деятельности/ Н.А. Асташова – Текст: непосредственный // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - №1 (27). – С. 10-20.
Беpнс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - Москва: Академия, 1986. - 123 с. - Текст: непосредственный.
Богданова, Н.В. Факторы формирования самооценки. - Москва: Эксмо, 2018. - 188 с. - Текст: непосредственный.
Божович, Л.И. Избранные психологические труды. - Москва: Мысль, 2019. - 103 с. - Текст: непосредственный.
Борозинец, Н.М. Развитие самосознания как условие формирования психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет. - Москва: Академия, 2003. - 166 с. - Текст: непосредственный.
Валлон, А. Истоки характера у детей (Часть 3. Самосознание.) -Москва: Вопр. Психологии, 2020. - 121 с. - Текст: непосредственный.
Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников. - Москва: ВЛАДОС, 2019. - 288 с. - Текст: непосредственный.
Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. - Москва: Эксмо, 2016. - 508 с. - Текст: непосредственный.
Таким образом, самосознание не дается от рождения, это один из процессов формирования. Самосознание складывается к концу дошкольного возраста благодаря активному интеллектуальному и личностному развитию, оно традиционно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Младший школьный возраст - начало школьной существования. В этом возрасте осуществляется смена образа и стиля существования по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная значение ученика, концептуально новый вид работы — учебная работа. В школе ребенок покупает не лишь новые знания и компетенции, но и конкретный социальный статус. Изменяется восприятие собственного места в системе отношений.