Управление развитием организационной культуры в общеобразовательной школе
ВведениеАктуальность исследования. В современных условиях для построения концепции развития качественного образования необходимо иметь и обновленную систему управления учебными заведениями и их культурой, которая способна обеспечить эффективность, динамичность, адаптивность педагогической системы. Во все предыдущие периоды функционирования общеобразовательных учебных заведений недостаточно внимания уделялось проблеме формирования и позиционирования общешкольных ценностей. Ориентиры школьной культуры использовались локально и разрозненно, а сама культура находилась на периферии ценностей управления.
В наше время феномен «организационная культура» начинает приобретать более четкие очертания. Появление различных типов и видов образовательных учреждений предопределяет появление новых организационных культур.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления развитием организационной культуры в школе 8
1.1 Понятие организационной культуры, ее структура, функции и типы 8
1.2 Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения 23
1.3 Организационно-психологические условия формирования организационной культуры в школе 35
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы 43
2.1. Этапы организации опытно-экспериментальной работы по управлению развитием организационной культуры в школе 43
2.2. Методы и методики исследования организационно-психологических условий развития организационной культуры в школе 45
Вывод по второй главе 48
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование особенностей реализации организационно-психологических условий управления развитием организационной культуры школы 49
3.1 Оценка состояния сформированности организационной культуры школы 49
3.2 Разработка программы реализации организационно-психологических условий управления развитием организационной культуры школы 59
3.3 Анализ результатов исследования 66
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 81
Список литературыАхметова, О. Г. Формирование организационной культуры школы [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/formirovanie-organizacionnoy-kulturi-shkoli-3232524.html
Большунова, Т. В. Социология управления / Т. В. Большунова, О. М. Маслова. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2019. – 119 с.
Бурляева, О. В. Менеджмент в образовании : учебное пособие / О. В. Бурляева, Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. — 165 с.
Гайрбеков, М. С. Диагностика организационной культуры на материалах средней общеобразовательной школы / М. С. Гайрбеков, Х. А. Кимаев // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – Т. 19, № 2(22). – С. 147-154.
Душарина, Е. Ю. Соотношение понятий "корпоративная культура" и "организационная культура" / Е. Ю. Душарина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 9. – С. 78-80.
Егорова, Л. П. Формирование организационной культуры в образовательной организации / Л. П. Егорова, И. Р. Минлебаев // NovaUm.Ru. – 2018. – № 16. – С. 155-156.
Егоршин, А. П. Менеджмент образования : учебное пособие / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. - 464 с.
Ключникова, А. А. Исторический аспект понятия "организационная культура" / А. А. Ключникова // Прикладная социология в системе управления обществом. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 107-111.
Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании : учебник / Г.Г. Корзникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 352 с.
Коровина, О. Ю. Организационная культура в сфере образования https://www.booksite.ru/fulltext/korov/korov.pdf
Коровкин, В. Ю. Исследование организационной культуры. Из опыта петербургской школы №207 / В. Ю. Коровкин, Ю. С. Булаткин // Magister. – 2022. – № 2. – С. 26-32.
Учитывая специфику деятельности общеобразовательных учебных заведений определено, что целесообразным в процессе анализа их организационной культуры является учет типологии Ч. Хэнди, согласно которой выделяют такие типы организационной культуры:
- культура «роли» (присуща глубокая специализация, обязательность выполнения служебных функций, их четкая регламентация, административный контроль служебного поведения и т.п.);
- культура «задачи» (основывается на свободе действий и достаточности ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, распределении власти от профессионализма и наличия ресурсов, оценивании труда по результатам и т.п.);
- культура «власть» (характеризуется приоритетом единоличных решений руководителя, централизованным контролем ресурсов, высокой документационной регламентацией трудового поведения и т.п.);