Психологические особенности детско-родительских отношений у молодежи с различным уровнем самооценки
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это первая социальная группа, в которой развивается человек. На ранних стадиях развития детско-родительские отношения играют ключевую роль в формировании личности ребенка. Позднее детско-родительские отношения уже становятся не единственным фактором формирования самооценки ребенка, но по-прежнему остаются одним из центральных.
Самооценка является одной из наиболее важных характеристик функционирования личности. Формирование данной задается многими факторами. Но роль родителей в развитии личности ребенка, в том числе и самооценки, является самой значимой. Каждый период развития ребенка характеризируется определенными особенностями взаимодействия с родителями. До 12 лет детско-родительское отношение закладывают основу формирования самооценки ребенка. На этапе младшего школьного возраста к уже существующим факторам формирования личности ребенка добавляется взаимодействие с другими значимыми социальными группами.
Молодежь – это одна из больших условных социальных
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ ПРОБЛЕМА6
1.1. Психологическая сущность детско–родительских отношений6
1.2. Самооценка личности как социально-психологический феномен15
1.3. Проблема детско-родительских отношений и самооценки в психологических исследованиях21
Выводы к первой главе26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ28
2.1. Процедура и диагностический инструментарий исследования самооценки молодежи и их отношения с родителями28
2.2. Содержание количественного анализа эмпирического исследования и его интерпретация35
2.3. Корреляционный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования51
Выводы ко второй главе57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК62
1. Авдулова Т.П. Феноменология и закономерности событийности в близких отношениях: брак, семья, детско–родительские отношения // Сборник статей «Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности». Сочи: Изд-во КубГУ, 2016. – С. 75-76.
2. Аверин В. А. Психология личности. – СПб.: Михайлов, 2007. – 189 с.
3. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. – М.: Прайм, 2015. – 656 с.
4. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. – Пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2010. – 218 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
6. Андреева Г. М.. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 362с.
7. Астапенко Е.В. Статья «Самооценка: сенситивные периоды для её формирования». Электронный ресурс: https://www.b17.ru/article/402929/ (дата обращения: 20.02.2023)
8. Багоцкий С.В. Статья «Зигмунд Фрейд». Электронный ресурс. https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=201000909 (дата обращения: 17.02.2023)
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Питер, 2014. - 398 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Ин-т практ. психологии, 2013. – 348 с.
11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001. – 142 с.
12. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско–родительских отношений: Монография. – Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2010 — 512 с.
14. Гогицаева О.У. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. – Т. 7. № 3(24). – 2018. – 183-186 с.
15. Дж Б. Уотсон. Психологический уход за ребенком /Под ред. Е.В. Гурьянова. – Изд. 2–е. М.: URSS, 2009. – 93 с.
16. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
17. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал
Низкая самооценка рассматривается как самый крайний случай уровневого диапазона самооценки, который в ранговом отношении значимости (в деструктивном плане) стоит после заниженной самооценки. Лица с низким уровнем самооценки характеризуются: замкнутостью, большой критичностью к себе, не коммуникабельностью, полным неприятием себя, крайними дисфункциональными проявлениями в поведении (суицидальные мысли по причине «я не такой», «я себя ненавижу») [50].
Таким образом, самооценка - это одна из важных характеристик индивида, которая преобладающе может влиять на формирование и развитие личности человека. Важно отметить, что самооценка формируется в ходе взросления человека, но всё же большее влияние на её формирование оказывает родительское отношение [34,45]. О том, каким именно образом это происходит, мы повествуем в следующем параграфе данной главы.
1.3. Проблема детско-родительских отношений и самооценки в психологических исследованияхКак уже говорилось выше, пери