Проявление эффекта хиндсайта при распознавании зашумленных изображений

Скачать курсовую работу на тему: "Проявление эффекта хиндсайта при распознавании зашумленных изображений". В которой изучены исследования в области эффекта хиндсайта, их описание и систематизация. Изучены особенности зашумленных изображений.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.08.2024
Объем файла
777 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В повседневной жизни часто можно услышать подобные восклицания: «Я так и знал(а)!» или «Я так и говорил(а)!». Люди произносят это в случаях, когда узнают исход какого-то события или, например, правильный ответ на задачу, и затем задним числом им кажется, что они действительно знали это заранее, даже несмотря на то, что у них могла отсутствовать необходимая информация для вынесения такого суждения. Важную роль в данном случае играет обратная связь, узнав которую, люди считают свершившиеся факты и события более вероятными, чем они есть на самом деле. Описанный феномен в научной литературе получил название «эффект хиндсайта» или эффект «Я знал это заранее!».
Традиционно этот феномен изучается на материале мыслительных задач (напр., Fischhoff, 1975) и крайне редко с использованием задач, ответ на которые возникает внезапно. Эффект также был продемонстрирован на перцептивном материале, а именно – в задаче распознавания изображений (Harley et al., 2004; Bernstein et al., 2004). В

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретический обзор эффекта хиндсайта 6

1.1 Определение эффекта хиндсайта 6

1.2 Хиндсайт и эффект «Я знал это заранее» 7

1.3 Экспериментальные дизайны в исследованиях хиндсайта 8

1.4 Классические задачи в исследованиях хиндсайта 9

1.5 Изучение хиндсайта на материале перцептивных задач 10

1.6 Объяснение возникновения хиндсайта на материале перцептивных задач 12

1.7 Отличия перцептивных задач от классических в исследованиях хиндсайта 13

1.8 Изучение хиндсайта на инсайтных задачах 14

1.9 Обратный эффект хиндсайта 16

Глава 2. Особенности зашумленных изображений (Mooney-изображений) 18

2.1 Описание Mooney-изображений 18

2.2 Особенности восприятия паттернов и изображений 19

2.3 Использование Mooney-изображений для разных исследовательских задач 21

2.4 Mooney-изображения в исследованиях перцептивного инсайта 22

Глава 3. Описание экспериментального исследования 24

3.1 Дизайн и гипотеза исследования 24

3.2 Выборка 25

3.3 Аппаратура и программное обеспечение 26

3.4 Стимульный материал 26

3.5 Процедура эксперимента 27

Глава 4. Анализ и обсуждение результатов исследования 31

4.1 Анализ распределения оценок уверенности в возможном распознавании изображений для задач с решением и без решения 31

4.2 Анализ распределения оценок уверенности в возможном распознавании изображений с учётом фактора сложности задачи 33

4.3 Сравнение прогностических оценок распознаваемости с реальной распознаваемостью изображений 35

4.4 Сравнение оценок субъективной уверенности по группам 37

4.5 Анализ постэкспериментального интервью 38

4.6 Обсуждение результатов 39

Выводы 41

Список литературы 42

Приложение 48

Приложение А – примеры стимульного материала 48

Приложение Б – инструкции для испытуемых 49

Приложение В – вопросы постэкспериментального интервью 52

Список литературы

1. Гершкович В.А. Зверев И.В., Котова А.А., Львова О.В., Меркушева Ю.А., Морошкина Н.В. Апробация базы Mooney-изображений для исследования перцептивного инсайта у носителей русского языка. Психология познания : материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 16–17 декабря 2022 г. /отв. ред. И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин – Ярославль : Филигрань, 2023. – 378 с. ISBN 978-5-6049339-7-8.

2. Гершкович В.А., Колосовская Д.В., Морошкина Н.В. "Я знал это заранее!" - эффект хиндсайта в задачах на поиск отдаленных ассоциаций // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Москва, 2021. С. 603-605

3. Грегори, Р. Л. Разумный глаз: Пер с англ. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

4. Морошкина Н.В., Замковая М.Е., Гершкович В.А. Ретроспективное искажение интуитивных оценок решаемости инсайтных задач после знакомства с правильными ответами // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции. Под редакцией Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. Москва, 2021. С. 296-301

5. Солсо, Р., 2006. Когнитивная психология. СПб: Питер.

6. Arkes H. R, Wortmann R. L, Saville P. D, et al. Hindsight bias among physicians weighing the likelihood of diagnoses // Journal of Applied Psychology. 1981. 66(2), 252–254.

7. Berlin, L. Malpractice issues in radiology. Perceptual errors // American Journal of Roentgenology. 1996. 167(3), 587–590.

8. Bernstein, D. M., & Harley, E. M. (2007). Fluency misattribution and visual hindsight bias. Memory, 15, 548 –560. 

9. Blank, H., Fischer, V., & Erdfelder, E. Hindsight bias in political elections // Memory. 2003. 11(4-5)

10. Campbell, J. D., & Tesser, A. Motivational interpretations of hindsight bias: An individual difference analysis // Journal of Personality. 1983. 51(4), 605–620.

11. Czerwinski, M., Lightfoot, N., & Shiffrin, R. M. Automatization and Training in Visual Search // The American Journal of Psychology. 1992. 105(2), 271.

12. Dawson, N. V., Arkes, H. R., Siciliano, C., Blinkhorn, R., Lakshmanan, M., & Petrelli, M. Hindsight Bias: An Impediment to Accurate Probability Estimation in Clinicopathologic Conferences // Medical Decision Making. 1988. 8(4), 259–264.

13. Fessel, F., & Roese, N. J. Hindsight Bias, Visual Aids, and Legal Decision Making: Timing is Everything // Social and Personality Psychology Compass. 2011. 5(4), 180–193.

14. Fischhoff B. Hindsight not equal to foresight: The effect of outcome knowledge on judgment under uncertainty // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1975. Vol. 1. P. 288-299.

15. Fischhoff B., Beyth R. “I knew it would 

При первом взгляде на эти картинки кажется, что они представляют собой лишь набор черно-белых бессмысленных пятен и паттернов. Однако затем происходит внезапное переструктурирование, в результате которого формы и очертания складываются воедино и начинают восприниматься как единый объект (Mooney, 1954).
Муни и Фергусон (Mooney, Ferguson, 1951) называют этот процесс примером инсайта на перцептивном уровне. Также отмечается, что перцептивное закрытие вызывает приятные переживания. В классических исследованиях инсайта показано, что он сопровождается положительными эмоциями при решении задач – ага-переживаниями (Reber, Topolinski, 2010), что также даёт нам основания сопоставлять процесс перцептивного закрытия с инсайтом.
2.2 Особенности восприятия паттернов и изображенийДля того чтобы понять, как воспринимаются и