Речевая агрессия в английском и русском языках
ВВЕДЕНИЕ
Общение является одним из самых важных и постоянных явлений в человеческой жизни. С помощью общения человек налаживает связи с социумом и с самим собой, но самое главное, благодаря общению, он имеет возможность передавать и получать информацию. Получая информацию, человек познаёт окружающий мир, учится существовать в нём на основе моделей поведения, которые он наблюдал и изучал. Передавая информацию, он позволяет миру узнать и о себе, о том, что является главными составляющим его личности. Постоянная потребность человека в социализации сыграла не маловажную роль в качестве двигателя прогресса. Создание письменности и почты, телефонной связи и техники, интернет-платформ и каналов, с помощью которых человечество веками связывалось друг с другом ради одной простой цели – коммуникации. Это, по истине, впечатляюще.
Однако стоит осознавать, что процесс обмена информацией заключается не только в наличие инструмента, способного говорить, печатать или записывать. Иногда, имея на рука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1: РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ЯЗЫК7
1.1.Понятие речи, её роль в коммуникации и виды7
1.2.Место и особенности речевого воздействия и речевой агрессии среди других видов агрессивных действий9
1.3.Языковая агрессия как психологическое явление13
1.4.Присутствие агрессии в языке, как языкового явления21
1.5.Виды речевой агрессии31
ГЛАВА 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ35
2.1.СМИ – средство информации и коммуникации35
2.2.СМИ – политический институт37
2.3.Виды средств массовой информации39
2.4.Формы и средства речевой агрессии в русскоязычных текстах40
2.5.Формы и средства речевой агрессии в англоязычных текстах44
2.6.Речевая агрессия в политическом дискурсе русскоязычных СМИ48
2.7.Речевая агрессия в политическом дискурсе англоязычных СМИ52
ВЫВОД56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – 607 с.
Айвазян О.О., Коммуникация и речь / О.О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012 – 2-3 с.
Антонян Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений. - М.: Юристъ, 1996. - 336 с.
Апресян В.Ю. Имплицитная агрессия в языке [Текст] // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Третья Международная конференция «Диалог 2003». – М.: Флинта-Наука, 2003. – С. 32-35.
Басовская Е.Н., Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в средствах массовой информации / Е.Н. Басовская // Критика и семиотика. Вып. 7, 2004. – 5-6 с.
Баучиева З.Б., Речевая агрессия и пути её преодоления// Современные проблемы науки и образования. – 2015
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
Большая психологическая энциклопедия. Самое полное современное издание / Под ред. Н.В. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
Большой энциклопедический словарь. 2002. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762
Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия [Текст] / Теоретические и прикладные аспекты речевого общения // Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1. – Красноярск-Агинск: Красноярский университет, 1999. – С. 96-99.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
Верещагин, Е.М., В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1999. – 84 с.
Верещагин Е.М. Об относительности мирской этической нор мы // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской куль туры, 2000. – 201 с
Воронцова Т.А., «Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме» // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 20
Это явлению в буквальном смысле захватывает все социальные группы, проявляясь в общественных местах, в школьной среде, на работе и дома.
Ю.В. Щербинина отмечает, что речевая агрессия «затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание … друг друга, делает невозможной выработку обшей стратегии взаимодействия» [63].
Действительно, в процессе общения людей очень часто возникает недопонимание, обида, раздражительность, нежелание продолжать беседу и дальнейшая неприязнь именно вследствие неудачно подобранного, необдуманного слова или выражения, жеста, вызвавшего негативную реакцию собеседника или интонации. Известно, что даже самое незначительное изменение в голосе, например, когда тон от внимательного переходит к раздражительному или недовольному, может изменить либо нарушить ход разговора. Жесткость в голосе вынуждает собеседника защищаться. Иногда, даже не дав говорящему закончить сообщение, собеседник нач